Новости

Театр должен возвышать

Театр должен возвышать

Владислав Жуковский, заслуженный артист России, депутат Красноярского городского Совета:

  • Я хотел бы высказаться по поводу темы, которая была затронута в прошлом выпуске «Проспекта культуры» в статье «Руки прочь от классики». Там говорится о новом современном прочтении классики, а именно поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» на сцене Большого театра. Все эти якобы авторские фривольности и пошлости, которые некоторые режиссёры позволяют себе с классическим материалом, на мой взгляд, не имеют права быть на сцене, особенно государственного репертуарного театра, который является лицом страны. Я убеждён, что театр должен быть совестливым. Это неправда, что зрителей можно заманить только пошлыми шутками, голыми телами и акробатическими номерами в исполнении драматических артистов. Зритель чувствует, где настоящее искусство, а где подделка. Мы в нашем театре имени Пушкина «Вишнёвый сад» в постановке Григория Козлова играли восемь лет при полном зале, который с восторгом воспринимал спектакль. Причём постановка была подана ортодоксально, никаких вольностей мы не допускали. И ничего - публика ходила с удовольствием. Вообще, надо сказать, что слово «ортодоксальный» происходит от греческого «ортос», что в переводе означает «правильный». То есть, по сути, ортодоксальный спектакль основывается на правильном мировоззрении, эстетическом прочтении, где верно расставлены акценты в полном согласии с авторской трактовкой.

Недавно посмотрел уже в который раз фильм Резо Чхеидзе «Отец солдата». Это фильм о нравственном возвышении людей над войной, смертью… Такой контраст по сравнению с современным «шедевром» - фильмом Михалкова «Утомлённые солнцем. Цитадель». Вроде обе картины о войне, а фильм Михалкова по сравнению с лентой Чхеидзе - пошлость и пустышка. Мне говорят: не нравится - не смотри, переключи. Я, конечно, могу переключить, но меня возмущает тот факт, что на низкопробные фантазии Никиты Сергеевича государство даёт баснословные деньги.

На съезде Союза театральных деятелей в Москве, где я побывал осенью этого года, собрался весь цвет театрального искусства страны. И многие говорили о том, что нужно оговорить рамки, за которые не должен заходить театр. И я с этим полностью согласен. Считаю, что лучшей цензурой для театра является нравственность. Сегодня я тревожусь за будущее российского театра. Потому что театр стал терять уважение. И происходит это потому, что на сцене сегодня некоторые режиссёры и актёры позволяют себе заниматься непотребством. Я как человек, проработавший в театре почти сорок лет, как педагог театрального вуза, как общественный деятель, хочу сказать, что театр только тогда будет жить и иметь вес в обществе, когда его будут не просто любить, а уважать. Ведь театр должен не просто развлекать, но и просвещать, возвышать человека. А это возможно только через катарсис, через сопереживание героям на сцене, через слёзы. Катарсис - термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Он восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. И театр тоже должен использоваться для очищения и возвышения души человеческой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА