Новости

А у нас оценок нет, а у вас…

А у нас оценок нет, а у вас…

Как идёт апробация новых школьных стандартов в средних классах

«Сейчас мы проходим тему «Разряды прилагательных», которую ребята отрабатывают через написание статей в нашу газету «Кнопка», - рассказывает Тамара Жембровская, учитель русского языка и литературы лицея № 9. - Дети готовят материал, затем выставляют его на сайте. Я просматриваю, и если что-то не устраивает, оставляю свои комментарии. Причём, не указывая на конкретные ошибки. Ребёнок их должен найти сам и исправить».

Задача педагога - указать место в статье, на которое учащемуся нужно обратить внимание, и тип ошибки: орфографическая, речевая и так далее. Если ребёнок не обнаружил свои недочёты, учитель уже конкретно показывает ему допущенные промахи. Но в этом случае школьника на время отстраняют от написания статей и отправляют заниматься на компьютерном тренажёре, отрабатывая пробелы в той или иной теме.

Лицей № 9 входит в число 16 пилотных школ Красноярска, участвующих в апробации внедрения федеральных государственных стандартов (ФГОС) в классах среднего звена (пятые-девятые классы). Недавно об изменениях в школьной жизни, связанных с новыми стандартами, в образовательном учреждении впервые рассказали педагогам других школ города и «Городским новостям».

- Главной отличительной чертой новых федеральных стандартов является то, что они построены на особенностях возраста, - отмечает Ирина Осетрова, директор лицея № 9. - Ещё один момент, на который стоит обратить внимание, - в стандартах прописаны требования к результатам, но результатов обучения нет. Школа сама разрабатывает образовательную программу и указывает на её основании результаты, которые хочет получить от детей после прохождения учебного курса. Содержание образовательной программы лицея включает как учебную, так и внеучебную деятельность: прогулки, питание, поездки на экскурсии и так далее. Таким образом, у нас произошли сращивание основного и дополнительного образования.

Портрет выпускника основной школы (согласно стандартам):

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной языки, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, человечества

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни

- ориентирующийся в мире профессий

Весь образовательный процесс сопровождается специалистами психолого-медико-социальной службы, и это немаловажно, поскольку, ещё раз повторимся, ФГОС построены на особенностях возраста.

- Когда мы начали внимательно работать с возрастом, стало понятно, что раньше, не беря этот аспект во внимание, мы во многом проигрывали, - рассуждает Светлана Бантыш, заместитель директора по внеурочной деятельности лицея № 9. - В начальной школе ребёнок настроен на то, что ему необходимо овладеть определёнными навыками. В подростковом возрасте учащийся уже начинает размышлять: «А мне это зачем? Я учу стихотворение, как мне это затем может пригодиться в жизни?». Ответ «Когда-нибудь в будущем пригодится» его не устраивает. И очень важно организовать учебное пространство подростка таким образом, чтобы там был вопрос: «А кто ты?». Ребёнку нужно предоставить место, где бы он мог высказывать своё личное мнение. Организовать учебный процесс так, чтобы всё происходящее в школе подросток мог соотносить со своей собственной жизнью.

И, конечно же, у подростка должно быть право выбора. Учитывая все эти положения, в лицее педагоги предлагают учащимся на выбор разные формы обучения по отдельным предметам. Наряду с традиционным уроком школьник может отдать предпочтение мастерским, лабораториям, международным проектам, журналу, виртуальной газете или квесту. К примеру, русский язык ребята могут осваивать в трёх видах - через газету, журнал или традиционный урок. Изначально с предлагаемыми формами и их содержанием учителя знакомят родителей учащихся в конце учебного года, затем, в начале следующего, все имеющиеся программы демонстрируют детям. Далее классы в течение всей первой недели учёбы посещают по очереди все эти формы. Со следующей недели ребёнок уже должен сделать выбор, по какой конкретно образовательной программе он будет изучать тот или иной предмет. Определившись и отдав своё предпочтение, к примеру, журналу, учащийся осваивает программу по русскому языку в этой форме в течение одной четверти. В следующей четверти ребёнок может изменить свой выбор. Посещают занятия дети не классами, а мобильными группами, сформированными на основании выбора учащихся.

- Учителя в свою очередь согласуют свои программы таким образом, чтобы они совпадали по темам, - объясняет Светлана Бантыш. - Конкретно, какие темы осваиваются в первой четверти, во второй и так далее. Если на традиционном уроке сегодня, к примеру, разряды прилагательных, то и в журнале, и в газете то же самое. Кроме этого, педагоги проговаривают, что к концу той или иной четверти ребёнок должен знать, уметь и просто обязан выполнять. Оценки учителя могут ставить или нет, это уже выбор педагога. В конце четверти у учащихся проходит итоговая аттестация. И, несмотря на то, что дети проходили предметы в разных формах, аттестацию они сдают одинаково. Делится она на две части.

В первой проверяются знания, умения, навыки. Учащиеся всё это демонстрируют, выполняя либо контрольные работы, либо тесты. Во второй части проверяется компетентность. Здесь уже педагоги подходят к процессу творчески и предлагают ребятам различные интересные формы сдачи. К примеру, изготовление и презентация видеороликов, написание авторских текстов и так далее.

Итоговая оценка за четверть по предмету учащемуся выставляется именно по результату аттестации. Конечно же, поначалу отсутствие в течение всей четверти оценок и разные формы уроков вызывали беспокойство родителей. Как признаются учителя, многие дети, выбравшие традиционную форму уроков, сделали это под диктовку своих мам и пап. Но со временем всё встало на свои места.

- Не нужно бояться, что занимаясь, допустим, журналом, ваш ребёнок не сможет усвоить теорию по предмету, - говорит Светлана Бантыш. - Если педагог видит, что какая-то тема у учащего западает, то он на время выводит его из общего процесса и заставляет отрабатывать материал, выполняя различные упражнения и задания. Есть вообще такие темы, когда учитель говорит: «Стоп, мы не сможем освоить этот материал только при помощи газеты, журнала или какой-то другой формы». И тема даётся детям традиционно: сначала теория, потом практика. Ну а то, что у ребёнка нет оценок, выраженных цифрой, это не значит, что он вообще никак не оценивается. К примеру, в газете работа на уроке оценивается комментарием педагога к статье. А это даже больше, чем простая оценка в виде цифры.

- Поначалу, конечно, было сложно привыкнуть к такой организации уроков, - делится шестиклассница Лиза Дрозд. - Но затем мы освоились, привыкли, и теперь всем очень нравится, что мы учимся именно так. Я думаю, что сейчас все дети любят думать, мыслить, экспериментировать. И в нашем лицее такая возможность есть: и поэкспериментировать, и высказать свою точку зрения. Да и учителя, создавшие эти образовательные программы, получают определённый опыт, исправляют какие-то ошибки и мелкие недочёты.

К слову, педагоги лицея признались, что действительно учить по-новому смогли не все и не сразу. Некоторые уроки, к примеру математику, учителя пока не решаются преподавать в разных формах. Они считают, что в таком предмете всё же не стоит отходить от устоявшихся традиций. Другие же предметники, наоборот, разрабатывая свои образовательные программы, видят в этом только плюсы. К примеру, увлекается учащийся компьютерными играми. Учитель русского языка и «поймала» его на этом интересе. Любишь играть, пиши об этом статью, поделись с другими ребятами своими знаниями. Не справишься с задание - статья не будет опубликована. Ну чем не стимул к учёбе и не возможность самореализации для учащегося?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА