Новости

Чужие среди своих…

Чужие среди своих…

Старики на обочине жизни

____«Хочу поделиться своей историей, чтобы другие пожилые люди смогли избежать ошибки, которую в своё время совершила я, - сбивчиво, с тяжёлой одышкой произносит Анна Кондакова и с трудом добирается до кресла, чтобы присесть. - Вы проходите в комнату, сейчас я вам всё расскажу, покажу все документы».

Большую часть своей жизни Анна Лукантьевна, как и тысячи других женщин нашей страны, посвятила своим детям. Работала, растила, заботилась…

  • Будучи уже на пенсии, сильно заболела, - рассказывает Анна Лукантьевна. - Возникли проблемы с сердцем. И начались хождения по докторам, вызовы скорой помощи. В принципе я уже и не надеялась на то, что буду жить. Посоветовавшись с родными, решила обменять свою квартиру и перебраться ближе к дочке.

Сказано - сделано. Квартиру нашли в доме на расстоянии одной остановки от микрорайона, где живёт дочь Анны Лукантьевны со своей семьёй. Жильё при оформлении сделки мать попросила сразу оформить на дочь.

«Мало ли что со мной случится, чтобы потом не переоформлять документы, не тратить зря время», - рассудила Анна Кондакова. По словам пенсионерки, примерно в течение года, пока она сама ещё могла следить за порядком, готовить себе еду, дочь исправно посещала мать, вызывала скорую, помогала по дому, приносила продукты.

- Болезнь прогрессировала, - продолжила свой рассказ наша читательница. - Больше я уже не могла ни сварить себе, ни полы помыть. И тогда я сказала дочке, что все эти заботы перекладываю на неё, поскольку после каждой моей попытки навести дома порядок приходилось вызывать скорую помощь. С этого-то момента отношение дочери ко мне изменилось в худшую сторону. Поначалу я думала, что просто сама себя накручиваю, что мне так кажется. Расспрашивать её ни о чём не стала, решила посмотреть, как дальше будут развиваться события.

А дальше, со слов измученной недугом женщины, отношения между двумя родными друг другу людьми испортились окончательно. Дочь стала посещать свою родительницу раз в неделю, а потом и того реже.

  • Этой весной меня так скрутило, что я практически не вставала, - сетует Анна Лукантьевна. - Дочка принесёт раз в месяц булку хлеба, деньги за неё от меня получит, и всё. Приходилось голодать, варить не могу, сходить в магазин тоже.

Порой, когда совсем уже, как говорится, прижимало, идти в магазин всё же приходилось, с трудом преодолевая расстояние от дома до торговой точки.

«Сколько могла, терпела, никому о своих проблемах не рассказывала, всё ждала - вдруг в моей девочке всё же проснётся хоть какая-то жалость к матери, либо совесть, либо просто хоть что-то человеческое», - дрожащим голосом, готовая вот-вот расплакаться, произносит Анна Лукантьевна.

Так и не дождавшись помощи от родного человека, пожилая женщина позвонила в управление социальной защиты населения с просьбой прикрепить к ней соцработника, чтобы хотя бы продукты ей приносили да лекарства нужные приобретали. Однако в просьбе пенсионерке отказали. Анне Лукантьевне пояснили, что вместе с ней прописана её дочь, а значит, женщина не является одинокой. И по закону ухаживать за ней должна дочка.

  • Я попросила дочку выписаться из квартиры и объяснила ей, собственно, для чего это необходимо сделать, - рассказывает Анна Кондакова. - В ответ услышала: «Не дождёшься». Тут уже я не выдержала и сказала: «Зачем ты так со мной поступаешь, то голодом моришь, то продукты испорченные приносишь. Если я тебе в тягость, оформи тогда меня в дом для инвалидов или престарелых». Дочка на эти слова лишь промолчала. Я больше чем уверена: если бы в своё время оформила квартиру на себя, а не на неё, то сейчас всё было бы иначе, дочь продолжала бы за мной ухаживать, а теперь хозяйка здесь она и в любой момент может попросить меня уйти отсюда…

Эта неопределённость и подтолкнула пенсионерку обратиться в суд с иском о том, чтобы вернуть своё право на жильё. Однако срок давности по совершению сделки уже истёк, и суд в иске Анне Лукантьевне отказал. Но пенсионерке пошли навстречу в управлении социальной защиты населения и прикрепили к ней соцработника. Правда, перед этим обследовали условия проживания женщины, а ещё Анна Лукантьевна предоставила акт за подписью трёх свидетелей о том, что она действительно проживает одна.

С декабря пожилой женщине помогает социальный работник, навещает её и сын, который живёт в Черёмушках. Но часто он приезжать к больной матери не может, поскольку работает водителем и подолгу бывает в дальних рейсах. Сын к конфликту «дочки - матери» относится по-своему, и каждый раз пытается разъяснить, кто из двух женщин и в чём не прав. А Анна Лукантьевна постоянно задаёт себе один и тот же вопрос: «Ну почему моя дочь выросла такой, разве я её учила равнодушию?».

К сожалению, к нам в редакцию регулярно поступают подобные звонки. И каждый раз отвергнутые своими чадами родители ломают голову над тем же вопросом, который задаёт Анна Кондакова. А вот спрашивают ли себя дети, почему не сложились отношения с родителями? И где взаимопонимание? Ведь когда они ещё не умели говорить, любящие мамы и папы понимали их без всяких слов, угадывали, где и что болит, учили делать первые шаги. И как бы в дальнейшем ни сложилась жизнь, нет-нет да и вспомнишь папин взгляд, мамины руки. Так стоит ли рвать и без того больное родительское сердце, в глубине которого всегда найдётся прощение своему чаду. Главное - не опоздать сказать: «Прости».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА