Новости

Единый город двух миров

Единый город двух миров

Культура, которая даёт познать Россию

Самым удивительным открытием во время посещения Казани становится необычайное сочетание, казалось бы, разных по духу культур: западной и восточной, христианской и мусульманской, русской и татарской. Причём это сочетание не синтезируется: все черты остаются самобытными и неизменными. Но их близкое и, главное, равное, добрососедское сосуществование будто бы говорит тебе: посмотри, насколько разнообразен и прекрасен наш мир, сотворённый господом, зачем воевать друг с другом, когда можно вместе радоваться жизни? Если брать для сравнения другие города: Уфу, Москву, Петербург или наш Красноярск, то в их облике обязательно довлеет какой-либо один колорит. В Казани этого нет: в столице Татарстана поистине ощущаешь гармонию и взаимообогащение культур и будто, наконец, разгадываешь секреты иррационального восточного и прагматичного западного менталитетов, которые на протяжении многих веков борются друг с другом, но находят компромисс только здесь.

Сердце истории

Безусловным символом этой гармонии стал Казанский Кремль, где возведены главная мечеть и православный собор, исторические здания XVI, XVII, XVIII и XX веков. Кремль одновременно является резиденцией президента Республики, музейным комплексом, одной из самых высоких точек города и памятником архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО. Из него открывается чудесный панорамный вид на Казань: озеро Кабан, реку Казанку, разделяющую город надвое, исторический центр, который, кстати, занимает всего пять процентов от общей площади города, семь городских холмов (как в Москве и Риме) и другие районы, которых в Казани столько же, сколько и в Красноярске - семь.

К белокаменной крепости ведёт главная улица Казани, которая на протяжении веков несколько раз меняла своё название: сначала она была улицей Спасской, затем Чернышевского, Ленина, а нынешнее - Кремлёвская - получила с 1996 года. К слову сказать, до Кремля можно добраться не только на маршрутном автобусе, но и на метро: станция имеет одноимённое название.

Перед входом в крепость расположена главная площадь Казани - 1 Мая, где установлен памятник татарскому поэту и писателю Мусе Джалилю. Муса изображён скованным колючей проволокой и взбирающимся на каменную глыбу - символ непокорства и сопротивления. Жители Казани до сих пор чтят память человека, который не только внёс свой вклад в национальную литературу, но и геройски себя проявил во время Великой Отечественной войны. Как известно, в июне 1942 года Джалиль был тяжело ранен и попал в плен. Но для того, чтобы продолжить участие в борьбе с врагом, он вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал», в котором организовал подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Первая башня Казанского Кремля, которая попадает в поле зрения каждого и находится над входом, называется Спасской. Она не самая большая в крепости, но на ней установлен циферблат, показывающий точное время, подобно своему московскому тёзке. Что же касается самой известной казанской башни - Сююмбике, то она виднеется чуть ниже. По легенде башня была построена последней татарской царицей Сююмбике в память о своём муже Сафа-Гирея, умершем в 1549 году. Однако учёные называют эту версию романтическими выдумками, утверждая, что это всего-навсего дозорная вышка, необходимая для обороны, и возведена она была в XVIII веке. Но башня может быть известна красноярцам не по легенде, а по тому, что она является российским аналогом Пизанской башни: на данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет почти два метра. Произошло это потому, что на Кремлёвском холме неустойчивые грунты. Чтобы постройка не развалилась окончательно, в ХХ веке специалисты стянули её металлическим поясом, закачали под фундамент огромное количество цементного раствора и установили датчики крена. Сейчас, по заявлению экспертов, памятнику архитектуры ничего не угрожает.

Основная улица Кремля, названная в честь большевика Шейнкмана, расстрелянного здесь же белогвардейцами, взявшими Казань в 1918 году, ведёт к братскому корпусу Спасо-Преображенского монастыря. На сегодняшний день это единственное, что осталось от здания, когда-то занимавшего целый квартал. В 1930-е годы в период религиозных гонений советской власти монастырь был практически полностью уничтожен, а на его месте вплоть до распада Союза размещался военный городок. Сейчас здесь находится сувенирная лавка. Вопрос о восстановлении монастыря неоднократно поднимался, но окончательного решения принято не было.

Одна из легенд гласит, что колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой: «казан» на древнебулгарском означает «котёл».

Историческая справедливость

Следующим объектом, к которому нас ведёт дорога, является восьмиминаретная мечеть Кул Шариф, возведённая в 2005 году на месте плаца бывшего юнкерского училища, в котором нынче располагаются четыре музея: естественной истории, Великой Отечественной войны, Центр Эрмитаж Казань и национальная галерея. Мечеть строили, как любят говорить в Казани, всем миром, и она имеет очень большое значение для города. Во-первых, это единственная мечеть на территории Кремля, которая появилась после исторического взятия его войсками Ивана Грозного. Как известно, русские отличились особой жестокостью при захвате крепости. Они не оставили камня на камне на мусульманских святынях, разграбили и сожгли многие культурные центры, не пощадили военнопленных и раненых. Уничтожен был ханский дворец и соборная мечеть оборонного остова, а её последний защитник - главный сеид казанского ханства (потомок пророка Мухаммада) Кул Шариф вместе со своими учениками были убиты. Таким образом, новая мечеть несёт в себе важную историко-культурную нагрузку - восстановление исторической справедливости.

Во-вторых, здание имеет функциональное значение возрождения религии и единства населения. После того, как была взята Казань в 1552 году, всех уцелевших татар выселили за протоку Булак, по периметру которой построили деревянный забор. Так возникли русская и татарская слобода. На татарской были болотистые земли, непригодные для земледелия, татарам запрещалось переходить за эту черту, не разрешалось строить здания из камня, они вынуждены были платить налог на религию, который составлял рубль серебром (столько тогда стоила корова), и даже налог на чёрные глаза, у кого они, естественно, были. Неоднократно православные священники, командированные в Казань, подстрекали религиозных фанатиков к гонениям мусульман. Тогда организовывались ватаги, которые шли из стен Казанского Кремля громить татар, жгли мечети, уводили женщин в монастырь и занимались насильственным крещением. Этому был положен конец только при Екатерине II. В 1767 году она приехала сюда, и к ней явилась на поклон мусульманская знать. Будучи мудрой императрицей, Екатерина разрешила татарам торговать в России, запретила насильственное крещение и разрешила строить каменные мечети. За это татары ласково её прозвали «бабушка царица». Историки приводят интересный факт: когда татары начали возводить первую мечеть из камня, российской владычице пришла жалоба от русских казанцев, которые говорили, мол, вы, матушка, разрешили неверным возводить религиозные здания, а они их делают выше наших соборов. На это Екатерина II ответила, что она даровала татарам право строить на земле, а небо в её владение не входит. Также при императрице был снесён забор на протоке и отменён запрет на проход. Но тем не менее между татарами и русскими долго сохранялись напряжённые отношения, подлинный расцвет и взаимообогащение культур началось только в XIX веке. В XX уже появились первые смешанные браки, а в начале XXI - и первая мечеть в самом центре Казани, в Казанском Кремле.

Мечеть Кул Шариф (названа в честь казанского сеида) построена из белого челябинского мрамора. Несмотря на то, что она является одной из крупнейших в России, смотрится мечеть непринуждённо и замечательно вписывается в архитектурный ансамбль Казанского Кремля. В ней четыре больших и два малых минарета, плюс две минаретные башни. Высота составляет порядка 50 метров. Мечеть является действующей, но посещение её туристами не воспрещается, в ней даже устроен музей ислама и два туристических балкона в молельном зале.

В холле здания находится небольшая галерея и кабинет муллы. Туристы и мусульмане имеют разный вход в мечеть. Первые сразу попадают в галерею, а вторые в комнату омовения, находящуюся на цокольном этаже. Там, кстати, можно пройти мастер-класс по повязыванию платка. Оказывается, существует целых 15 способов. Мужской молельный зал покрыт толстым трёхсантиметровым ковром, подаренным Республике правительством Ирана, а над ним за белой ажурной решёткой на втором ярусе находится женский молельный зал. Оба зала устроены так, что женщины и мужчины, как и положено по Корану, не пересекаются взглядами, чтобы никто не отвлекался от молитвы. Здесь же есть место для обучения детей азам религии. В молельном зале, как и в принципе во всей мечети, никогда не бывает душно или жарко, поскольку постоянно работает система вентиляции воздуха.

Ещё одна важная часть мечети - алтарь, называемая у мусульман михрабом. На неё поднимается мулла для произнесения праздничной проповеди. В Татарстане исповедуется мирный или светский ислам, и священник считается первым среди равных: он никогда не становится на самый верх, который предназначен для господа, поэтому и место для него организовано на середине лестницы.

Росписи под куполом - ещё одна национальная особенность. По большей части мусульманское искусство флористическое, и так как главным символом Татарстана является тюльпан (он же фигурирует и в символе Универсиады-2013, которая пройдёт в Казани), то и мечеть украшает этот прекрасный цветок. Помимо тюльпанов, изображённых разнообразными способами, стены украшает арабская вязь. По центральному барабану купола проходит главная молитва мусульман - Коран, а также 99 медальонов - эпитетов господа: господь мудрый, господь справедливый и так далее. Под куполом расположена чешская люстра высотой в девять метров, которая весит более тонны. Она никогда не опускается вниз, поэтому, чтобы её помыть, приезжает целая гвардия альпинистов.

Икона, принёсшая мир на землю

Примерно в ста пятидесяти метрах от мечети стоит другая действующая церковь, но уже православная - Благовещенский собор. Он был построен по приказу царя Ивана Грозного в XVI веке, который специально для этого командировал в Казань псковских и новгородских архитекторов. Это самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. До 1918 года он был кафедральным храмом Казанской епархии, а в период советской власти его использовали в качестве Госархива, и, возможно, благодаря этому он сохранился: единственная утрата - это колокольня, которую большевики разрушили в 1928 году. Собор крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах, и тремя алтарным апсидами. Первоначально он воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства.

Внутри собора помимо прочих расписан сюжет обретения знаменитой Казанской иконы Божьей матери. По преданию рядом с Казанским Кремлём находилась стрелецкая слобода. Пожар 1579 года её полностью уничтожил, и однажды десятилетней девочке во сне явилась богородица и просила вынуть её из-под пожарища. Она рассказала об этом своим родным и близким, но ей никто не поверил. Тогда Богородица ещё несколько ночей подряд приходила девочке во сне с той же просьбой. Наконец, люди решили проверить: взяли лопаты и пошли на место, которое указал ребёнок. Священник Гермоген, пришедший на место, описал, что из пепелища люди извлекли икону, завёрнутую в кафтан. Когда её развернули, люди увидели лик Богородицы, который был так светел, будто только что написан. А когда икону понесли в Благовещенский монастырь, то по пути произошло исцеление двух незрячих, участвовавших в процессии. После этого состоялся первый молебен по случаю обретения чудотворной иконы, люди просили прощения у девочки за неверие, и царь Иван Грозный, узнав об иконе, повелел на месте её обретения построить Богородицкий монастырь.

По преданию, икона Богородицы появилась в тот момент, когда необходим был мир на земле. После взятия Казани 20 лет шли восстания татар, которые неоднократно пытались вернуть себе город, пролилось много крови, и это печалило Божью матерь. С Казанской иконой связывают освобождение Москвы от поляков, венчание первых Романовых на престол, исцеление больных и массовые паломничества.

Вообще же в Казани очень много легенд и преданий. Некоторые из них относятся и к ХХ веку. Например, многие диггеры до сих пор уверены, что царское золото, которое взяли белогвардейцы во время Гражданской войны, известное также как золото Колчака, до сих пор спрятано где-то в городе. На эту тему написано множество книг и исследований. Другая «золотая» история восходит аж к XVI веку. Считается, что при приближении русских войск казанский хан повелел затопить свою казну в озере Кабан на расстоянии лучного выстрела от берега. Так как озеро илистое и его глубина достигает 10 метров, никто сокровища не может найти до сих пор. Иностранные фирмы предлагали почистить Кабан и протоку Булак при условии, что всё найденное достанется им, но казанцы от этого отказались.

Один из немногих памятников, расположенных на территории Кремля, увенчивает историю, самосознание и дух Казани - это памятник русскому и татарскому зодчим. Он был построен всего несколько лет назад, но, как кажется, наиболее полно отражает характер города: общее созидание мира, совместное строительство жизни и взаимообогащение между собой столь разных, но уникальных и самобытных культур.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА