Новости

Кто кого кошмарит?

Кто кого кошмарит?

Нарушений не становится меньше

Из-за червивого мяса началось восстание на броненосце «Потёмкин» в 1905 году. Недавний случай в Кировском районе был тоже резонансным. Во время проверки хранящейся в детских садах крупы работники прокуратуры при содействии специалистов Россельхознадзора обнаружили в некоторых мешках со злаками хлебных вредителей и плесень. Сомнительная продукция оказалась в нескольких детских учреждениях из-за нерадивого поставщика, который выиграл тендер.

В этой ситуации оплошали все. И администрация детских садов, которая приняла мешки с крупой не глядя - без соответствующих сертификатов качества. И горе-предприниматель, бог знает где взявший испорченные злаки и получивший право снабдить деток крупой только потому, что предложил самую низкую цену.

Руководитель Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Александр Агапов на пресс-конференции, посвящённой итогам работы за 2011 год, заметил, что выявляемых нарушений законодательства в деятельности предпринимателей не становится меньше, а вот возможности надзорных органов урезаны под предлогом снижения административного давления на бизнес.

Напомним, в 2008 году на встрече с предпринимателями Дмитрий Медведев посетовал на обилие всякого рода проверок в отношении коммерсантов. «Надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес», - заявил тогда президент. Хлёсткая фраза запомнилась, а до конца того же года был принят Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одним из основных положений документа стало требование проводить плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов не чаще одного раза в три года. Предполагалось, что нововведения позволят предпринимателям вздохнуть свободнее, защитят их от злоупотреблений чиновников, дадут возможность спокойно работать и зарабатывать.

Однако бизнесмены оказались не такими белыми и пушистыми, как хотелось бы. Для многих из них ослабление контроля стало означать безнаказанность. Возможно, не будь тот же Россельхознадзор ограничен в полномочиях по надзору, то испорченная крупа так и не добралась бы до детских садов Красноярска.

- Действительно, я согласен с надзорщиками, нарушений в последнее время выявляется очень много, - говорит Олег Суханов, руководитель агрохолдинга «Камарчагский». - Это связано со многими факторами.

У кого-то оборудование ещё с советских времён осталось и не отвечает современным требованиям, кто-то старается любыми путями сократить издержки. Экономят на качестве, на соблюдении технологии, на квалифицированной рабочей силе. Один фактор накладывается на другой и в результате потребитель получает некачественную, а то и опасную продукцию. С другой стороны, то, что творилось чиновниками в отношении предпринимателей до принятия 294-го закона, иногда сложно было назвать вменяемыми действиями. Могли же ведь проверять и на следующий день перепроверять. Изымать документацию и мучить, сколько им надо, - и всё по закону.

По сути. исполнительной власти приходится выбирать из двух зол. Либо ограничить полномочия разного рода инспекторов и дать свободно развиваться бизнесу - иногда ценой здоровья простых граждан, - либо с пристрастием контролировать коммерсантов и постараться хотя бы формально оградить население от риска отравиться или пострадать в пожаре, заплатив за это ростом коррупции. Причём никто не гарантирует реальной безопасности для людей.

Причину такой двойственности Олег Суханов видит в несовершенстве законодательства, а точнее, в низком качестве принимаемых нормативных документов. По словам бизнесмена, любой акт, издаваемый в России, можно трактовать двояко. Это и даёт возможность недобросовестным проверяющим поступать совершенно свободно по своему усмотрению.

- Я знаком с подобными регламентирующими законами некоторых европейских стран, - продолжает Олег Евгеньевич. - Там всё прописано очень чётко, и для предпринимателя, и для инспектора поставлены ясные рамки. Конкретно указывается, до каких пределов простираются полномочия чиновника. По моему мнению, наличие качественных законов уже сняло бы многие проблемы.

В результате мы получаем антагонизм жадности и честности в каждом сообществе - и в предпринимательском, и в чиновничьем. Жадная часть дельцов (по-другому их и не назовёшь) всеми правдами и неправдами снижает издержки, избегает проверок и старается до предела поднять отпускную цену на товар (разгоняя таким образом в стране инфляцию, между прочим). Честный бизнесмен вынужден работать с минимальной рентабельностью, следит за качеством своего товара, стойко переносит все ревизии и инспекции. Правда, с переменным успехом. Алчного чиновника, в свою очередь, совершенно не интересует предмет его ответственности. То есть, конечно, интересует, но с определённой целью - понять, сколько можно отжать. Совестливый государственный служащий строг и справедлив, закон для него превыше всего, но и кошмарить почём зря он не станет. Кого в реальности больше и кто с кем из перечисленных архетипов чаще всего взаимодействует, сказать трудно.

- В настоящее время в крае насчитывается более 30 видов государственного контроля, оказывающего в той или иной степени влияние на бизнес, - говорит Евгений Кобозев, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Красноярского края. - В ходе прокурорских проверок выявлялись факты, когда мероприятия по контролю проводились с нарушением оформления документов, не имелось необходимых оснований для проведения проверки в отношении конкретных предпринимателей. Так, в 2011 году в органы прокуратуры края на согласование поступило около одной тысячи заявлений о проведении внеплановых выездных проверок, по итогам рассмотрения которых отказано в проведении 450 проверок. Основными причинами отказов послужило отсутствие оснований для их проведения, несоответствие предмета проверки полномочиям органа контроля, а также различные нарушения при оформлении документов. Хотя отмечу, что, даже получив 294-й закон, некоторые бизнесмены стараются и тут избежать государственного контроля. Например, регистрируют фирму, работают три года, а потом её закрывают и открывают новую с другим названием. Только работники остаются те же, оборудование то же, продукция выпускается такая же. Или, пользуясь тем, что информация о сроках плановых проверок находится в открытом доступе на сайте краевой прокуратуры, на этот период останавливают работу и исчезают на время. Сразу хочу пояснить, что и в первом, и во втором случаетакие действия ни к чему не приводят, у нас существуют законные способы сосредоточить своё внимание на пытающихся хитрить бизнесменах.

Прокуратуре ничто не мешает провести внеплановую проверку на основании поступившей жалобы или если есть основания полагать, что в результате действий хозяйствующего субъекта может быть создана угроза жизни и здоровью граждан. К слову, Евгений Кобозев тоже обратил внимание на пробелы в законодательстве, в результате которых око государево иногда не может действовать оперативно.

Многие, наверное, видели на прилавках красноярских продуктовых магазинов товары, помеченные стилизованным значком в виде кедровой шишки. Эти продукты изготовлены крупнейшими производителями края, которые договорились между собой, что будут делать колбасы, молоко, хлеб не по техническим условиям, а по ГОСТам. А право написать, что у тебя всё по ГОСТу, ещё, оказывается, надо выкупить. На этих предприятиях организована система внутреннего контроля и, кроме того, почти ежемесячно проходят государственные проверки. Им приходится содержать собственную лабораторию качества, закупленную в Германии. Разумеется, себестоимость продукции, помеченной шишкой, получается немалой, работать приходится на границе рентабельности. Но, по заверениям топ-менеджеров организаций, вопрос репутации для них сейчас несравнимо дороже прямой прибыли.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА