Новости

Командир «Тёщи»

Командир «Тёщи»

Вся жизнь - на Енисее

Практически вся жизнь Николая Балакина связана с Енисейским флотом. Он любил реку, любил свою работу. И этой любовью пронизана его книга «О чём рассказывают старые пароходы». В декабре 2011 года и Николаю Николаевичу исполнилось бы 100 лет. О нём - наш рассказ.

Родился Николай в селе Климов - завод Московской области. Детство и юность прошли в Омске, куда переехали родители. В 1933 году окончил Омский речной техникум. Плавал штурманом на Иртыше, а после службы в армии в 1937 году приехал на Енисей. Его, ещё молодого специалиста, совершенно не знающего специальную лоцию реки Енисей, неожиданно назначили капитаном парохода «Лена». Его предшественника П. А. Потапова арестовали как врага народа. В кабинете начальника пароходства Н. С. Овсянникова важный чин НКВД, судя по его вальяжности и упитанности, развалившись в кресле, сказал: «Мы не можем доверять старым кадрам, таким, как бывший ваш капитан Потапов». «Вам в помощь дадут опытных штурманов», - сказал Овсянников, стоявший у окна и крепко сжимая руки за спиной.

Начало войны застало Николая Николаевича на теплоходе «Сергей Киров», бывший пароход «Лена». Вот как вспоминал это время Балакин: «Обновлённый, после капитального ремонта и смены главных двигателей, теплоход «Сергей Киров» стоял в полной готовности, чтобы выйти в рейс на Дудинку с большим караваном гружёных барж. До этого он сделал несколько рейсов на короткой линии для обкатки двигателей и механизмов. Капитан М. А. Чечкин задержался в управлении пароходства, уточняя детали предстоящего рейса. Внезапно смолкли непрерывно работающие радиодинамики. Голос Левитана предупредил о передаче важного правительственного сообщения - вероломном нападении немецких войск на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. С этого момента жизнь разделилась: всё, что было - это «до войны», жизнь сегодня - военное время. Последовала мобилизация всех военнообязанных. Военкоматы были переполнены добровольцами на фронт и в ополчение. Отход в рейс теплохода «Сергей Киров» был задержан. Часть экипажа в этот же день ушла на призывные пункты, некоторые получали бронь».

«Сергей Киров», «Полярный», «Советская Сибирь», «Антон Рубинштейн» - с этими судами была связана трудовая деятельность капитана Балакина, имя которого занесено в Енисейский энциклопедический словарь.

Первая военная навигация закончилась для Николая Николаевича зимовкой в Полое. Отстоялись от весеннего ледохода благополучно. Груз был спасён. Затем в жизни Николая Балакина был уникальный пароход «Полярный» - труженик енисейского севера. Старый пароход, построенный в Голландии перед Первой мировой войной, под названием «Амстердам». В 1921 году его перегнали в составе экспедиции на Енисей, которой руководил енисейский капитан К. А. Мецайк. Впоследствии его переименовали, дав название «Полярный», очевидно, по месту его постоянной работы.

Команда парохода «Полярный» к прибытию на него капитана Балакина была исключительно женской. С этой командой он провёл трудные навигации 1942-1943 года.

Весной 1945 года Н. Н. Балакин получает распоряжение следовать в составе команды, которую возглавляет М. А. Чечкин, во Владивосток.

Во Владивостоке формировались экипажи для перегона буксирных судов из США в сибирские речные бассейны. На Енисей этим караваном пришли два парохода: «Родина» и «Победа». Уже в сентябре караван прибыл на Диксон. Дальнейшая судьба Н. Н. Балакина связана с перегоном судов из Европы в Центральные речные бассейны, на Обь и Енисей. В 1948 году после очередного перегона судна на Иртыш в Омск, Николай Николаевич получил назначение капитаном на вновь строящийся рефрижератор, построенный на заводе «Красное Сормово» и по частям доставленный в Омск. Норильчане узнали об этом судне и предложили собственными силами собрать его, при условии передачи Енисейскому пароходству. Неуклюжий рефрижератор длиной 126 метров, мощностью силовой установки 700 сил, грузоподъемностью 1 000 тонн, назвали «Советская Сибирь». Вот этому теплоходу, полностью гружёному свежемороженым мясом и маслом, предстояло пройти по Иртышу, Оби, Карскому морю, Енисею до Дудинки. Несмотря на опасения за груз, экипаж во главе капитана Н. Н. Балакина и главного механика Л. А. Ермолаева доставил его в целости и с хорошим качеством в Дудинку.

Рефрижератор «Советская Сибирь» - для Енисея судно тяжелое. Его енисейские речники прозвали почему-то «Тёщей». Приказом начальника пароходства теплоходу «Советская Сибирь» было запрещено плавание при ограниченной видимости, а на участке от Красноярска до Енисейска - только на буксире.

Особо памятный рейс состоялся в 1952 году. Из-за позднего накопления груза теплоход закончил погрузку в Красноярске 13 октября и сразу отошёл на Дудинку. В это время ниже Туруханска начинался ледостав. Через четверо с половиной суток из-за отсутствия видимости остановились в Курейке. От Полоя до устья Енисей уже замёрз. Своим ходом смогли дойти до Томского мыса и застряли в торосах окончательно. Дальнейшее продвижение было по дороге, подготовленной заключёнными: вывели на лёд более 100 человек. Вдоль ледовой трассы провели линию освещения. Впереди по курсу долбили лунки и взрывали лед. По этой трассе продвигался рефрижератор, пароходы «Жданов», «Полярный», «Игарка», баржа «Припять» с углем, которые пришли ему на помощь. Только 22 ноября смогли стать у причала в Дудинке. В том году Енисей заморозил в пути не один десяток гружёных барж и буксировщиков от устья Подкаменной Тунгуски до Игарки. Везде флот отстоялся от весеннего ледохода благополучно, кроме зимовки в устье Сухой Тунгуски, где произошла катастрофа. Для спасения флота, который застрял в ледяных торосах на подходе к Игарке, срочно ввели в эксплуатацию ледокольный паром «Заполярный», который стоял на холодном отстое в Игарской протоке в ожидании готовности железной дороги знаменитой стройки № 503. Таких паромов было построено три. Два из них были в пути на Игарку. С пуском поездов они должны перебрасывать их от Ермаково на правый берег Енисея до Сухарихи. Зимой предполагалось строить ледовую дамбу и по ней проложить железнодорожные пути. Смерть Сталина в марте 1953 года порушила все планы. Стройку № 503 бросили, а паромы долгое время работали в Керченском проливе уже под другими именами.

Когда в конце пятидесятых на Енисей пришло шесть чешских тысячетонных рефрижераторных судов и четыре финских шестисоттонных, необходимость в «Советской Сибири» отпала, и её списали, а Николая Николаевича назначили капитаном на пассажирский дизель-электроход «Антон Рубинштейн». Нелёгкое дело управлять командой и работать с пассажирами и туристами на дизель-электроходе. Всякое приходилось пережить, вспоминал в своей книге Николай Николаевич, а здоровье начало подводить, и в марте 1978 года, прослужив капитаном на флоте Енисейского пароходства более сорока лет, он уходит дежурным на теплоход «Красноярский рабочий», учебную базу Красноярского детского пароходства. Здесь в тишине, когда шумная толпа мальчишек уходит по домам, и только завывает ветер в трубах вентиляторов и вантах теплохода, хорошо думалось о давнем прошлом, о друзьях давно ушедшей молодости.

Как будто вчера проходило первое собрание командиров судоремонтного завода, и его избрали председателем Совета. В то время Совет проводил всю воспитательную работу среди плавсостава, давал рекомендации для дипломирования на вышестоящую должность, работал по предупреждению аварийности, давал рекомендации для назначения капитанов.

Запомнились на всю жизнь Николаю Балакину последние встречи с легендарным капитаном М. Е. Лиханским и долгие по вечерам беседы с ним. Быстро летит время, и уже нет никого из тех, кто перекочевал к нам в советскую действительность из прошлого дореволюционного времени. Они были скроены как-то иначе и имели некоторые человеческие качества, о потере которых так сожалеем, писал в конце своей книги Николай Николаевич.

Он был отличником социалистического соревнования. Достойно носил звание «Лучшего капитана министерства речного флота». Его имя занесено в Енисейский энциклопедический словарь, столетие со дня рождения отмечено в Красноярском календаре знаменательных дат за 2011 год.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА