Новости

Из класса - в коридор

Из класса - в коридор

Не для школы, для жизни учимся

Красноярская гимназия «Универс» стала лауреатом конкурса «Концепция школы Сколково». Он проходил осенью прошлого года. Целью проекта, инициаторами которого стали фонд «Сколково» совместно с Министерством образования и науки РФ и компанией Microsoft, стало создание образовательной модели, которая впоследствии смогла бы послужить прототипом массовой российской школы. В рамках конкурса российские и зарубежные специалисты представили свои идеи по созданию идеальной школы будущего.

Всего на конкурс поступило 202 заявки из 47 регионов России и 5 стран ближнего и дальнего зарубежья. Лучшая концепция стала основой для разработки и реализации проекта в инновационном городе Сколково. Напомним, что центр «Сколково» должен стать крупнейшим в России испытательным полигоном новой экономической политики. Планируется, что в ближнем Подмосковье будут созданы особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий.

Безусловным победителем был признан международный проект, представленный авторским коллективом под руководством Алексея Семёнова. Другие 12 концепций, которые получили поддержку на конкурсе, рекомендованы для использования в разных регионах России для создания инновационных школ. Среди лауреатов, чьи концепции признаны лучшими, - команда красноярской гимназии «Универс» с концепцией «Школа взросления».

Никакого колеса группа разработчиков специально к конкурсу не изобретала. За основу проекта взяты многочисленные научные разработки в педагогике и многолетняя практика гимназии как федеральной экспериментальной площадки в области школьного образования.

Ко всему наработанному багажу учителя «Универса» добавили пока ещё не сбывшиеся мечты. И представили на суд жюри центра «Сколково» своё видение идеальной российской школы.

- Для нас идеальная школа, - поясняет руководитель проекта «Школы взросления», директор гимназии «Универс» Елена Чиганова, - это школа, где образовательный процесс организован согласно логике возрастов детей и современных тенденций и атрибутов жизни ребёнка двадцать первого века. Становление зрелости и самостоятельности человека является нашим главным ориентиром в учебном процессе. Достижения учеников в освоении умений и знаний в учебных дисциплинах - не самоцель, и важны они ровно настолько, насколько эти достижения позволяют человеку стать основной движущей силой в развитии и образовании самого себя, быть ответственным и инициативным. Для этого нам надо обустроить школу так, чтобы она не сдерживала, а поддерживала инициативу учащихся. Необходимо, чтобы достижения детей открывали им новые перспективы и возможности, позволяли им перейти не просто к следующей теме, а к новому типу организации своей работы, к новому типу сотрудничества.

В основе образовательной системы «Универса» лежит ступенчатое образование - дошкольное звено, младшая, средняя и старшая школа с учётом особенностей каждого этапа. Если в начальных классах для обучения лучше использовать игровую деятельность, то уже в подростковом возрасте важен такой навык, как умение учиться и самостоятельно искать новые знания. В этот период ребёнок должен перейти от уроков к исследовательским проектам.

Особенностью этой модели является также индивидуализированный учебно-воспитательный процесс. Система должна учитывать образовательные и другие потребности школьника, у которого должно быть право выбора. Обучение должно быть стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности. Для того чтобы учащийся мог работать в своём собственном, подходящем ему темпе, система образования должна быть гибкой и инновационной, использовать современные технологии. А это требует развития образовательной среды и инфраструктуры. Введение новых форм сотрудничества и организации учебной работы возможно лишь при появлении новой, отличной от существующей, организации образовательного пространства и учебных помещений школы. Отчасти занятия должны перетечь из классных кабинетов в холлы, где для этого должны быть оборудованы рабочие места. Кое-что из задумок уже реализовано. Например, в гимназии есть библиотечные стеллажи открытого доступа, открыта галерея современного искусства, созданы места для индивидуальной самостоятельной работы учащихся в холле старшей школы. Но этого, считают педагоги, недостаточно. Для организации работы в новом формате необходима реконструкция школы, в рамках которой должны появиться и новые помещения. Последние нужны гимназии и для развития дополнительного образования, без которого невозможно построить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся. Например, создателям концепции «Школы взросления» очень хочется, чтобы в их родных пенатах появилась собственная научно-исследовательская база с лабораториями и необходимыми для экспериментов оборудованием и расходными материалами. Так, преподаватель гимназии «Универс» Филипп Барон мечтает, чтобы в школе появилась собственная обсерватория. Потому что, увидев далёкие звёзды через телескоп и ощутив себя частью Вселенной, ни один ребёнок уже не сможет сказать, что астрономия - это скучный предмет.

Проблема заключается в том, что воплощение проекта требует серьёзных финансовых вложений. Хотя концепция признана одной из лучших на общероссийском уровне, но денег на её реализацию, согласно положению конкурса, федерацией не выделяется. То есть принимать решение о претворении идеи в жизнь (и, соответственно, изыскивать средства) должны сами регионы. Вчера с концепцией гимназии «Универс» познакомился губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

- Мы должны создавать все условия для молодёжи, чтобы молодые могли гармонично расти и развиваться, чтобы в будущем могли стать не просто успешными людьми, но и оплотом нашего государства, - отметил глава региона.

Что касается претворения концепции в жизнь, считает руководитель главного управления образования администрации Красноярска Нина Жилинская, то здесь речь может идти о поэтапном процессе.

- Мы очень рады, что красноярское педагогическое сообщество достойно проявило себя на федеральном уровне, и идеи наших учителей были отмечены среди лучших, - сказала Нина Жилинская. - Хочу отметить, что концепция гимназии «Универс» - далеко не единственный инновационный образовательный проект в городе. Не менее интересные и сильные проекты разработаны и в других общеобразовательных учреждениях Красноярска. Они также достойны того, чтобы их воплотили в жизнь.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА