Новости

В интересах красноярцев должен застраиваться краевой центр

В интересах красноярцев должен застраиваться краевой центр

То, как изменился краевой центр в последние годы, видно невооруженным взглядом. Сделано действительно немало, но остаётся целый ряд проблемных вопросов, решить которые необходимо в самое ближайшее время. Один из наиболее важных - отсутствие проектов планировки городских территорий, обеспечивающих комплексный подход к застройке. Это детализированные планы, которые отражают расчёты проектировщиков по месторасположению и обеспеченности района детскими садами, школами, больницами, магазинами, пунктами бытового обслуживания и так далее. Специальный раздел проекта планировки посвящён транспортной и инженерной инфраструктуре.

Заместитель главы города - руководитель департамента градостроительства Геннадий Игнатьев считает, что разработка проектов планировки районов и микрорайонов Красноярска до сих пор велась с отставанием во времени и непоследовательно. Ситуацию необходимо менять.

- За прошедшие 10 лет утверждено только 14 проектов планировки, а требуется разработать более 80, - говорит Геннадий Васильевич. - При этом застройка идёт полным ходом и часто хаотично, так как документа, её регулирующего, нет. Так, например, произошло с Советским районом. Значительная его часть занята производственными базами, автосалонами, рынками, частными гаражами. Все это создаёт препятствия для качественных преобразований этой территории, строительства дорог и коммуникаций, социальных объектов. Так, прежде чем начать в этом году работы по возведению детских садов в Советском районе, потребовалось освободить земельные участки от многочисленных незаконных автостоянок и гаражных боксов.

Отсутствие планировочной схемы наглядно иллюстрирует микрорайон Взлётка. В этой части города легко заблудиться, так как дома расположены беспорядочно, по принципу «окно в окно», адресация нарушена. Обустроенных мест для отдыха горожан практически нет. Мало зелёных насаждений, парковых зон. Узкие межквартальные проезды не справляются с возрастающим потоком автомобилей.

В наступившем году разработка документов территориального и градостроительного планирования определена в качестве приоритетной и будет ускорена. Планируется подготовить сразу 11 проектов планировки, в том числе трёх островов - острова Отдыха, острова Молокова, острова Татышев, жилых районов по улицам Калинина, Бугач, Кузнецовское плато, Пашенный, Слобода Весны, Новая Взлётка, района Мясокомбинат.

За прошедшие 10 лет утверждено только 14 проектов планировки, а требуется разработать более 80. При этом застройка идёт полным ходом и часто хаотично, так как документа, её регулирующего, нет.

- Утверждённый проект планировки имеет официальный статус, юридическую силу нормативного акта, - отмечает Геннадий Игнатьев. - Это чётко прописанный план, отклонения от которого не должны допускаться, и, соответственно, инструмент влияния на застройщиков, дающий возможность призвать к ответу нарушителей установленного порядка.

Если понадобится - через суд. Сегодня утверждён проект планировки исторического центра. Этот долгожданный документ прошёл многократные общественные слушания, горожане высказали много замечаний, особенно в части «точечного» строительства объектов.

Геннадий Игнатьев признаёт, что точечное строительство, которое по тем или иным причинам допускалось в городе, иначе как градостроительной ошибкой не назовёшь. Усилия администрации города и профильного департамента сейчас направлены на то, чтобы искоренить такой подход и минимизировать его негативные последствия.

Всенародно обсуждённый и далее утверждённый администрацией города градостроительный документ должен неукоснительно исполняться всеми участниками процесса застройки города - как строителями, проектировщиками, инвесторами, так и жителями города.

Руководитель департамента градостроительства убеждён, что строительный бизнес должен ориентироваться не только на получение прибыли и отстаивание своих коммерческих интересов: «Бывает так, что застройщик, оформив право собственности на земельный участок, ранее занимаемый индивидуальными жилыми домами, пытается диктовать свои условия по его освоению, начиная с количества зданий, которые хочет построить, их назначения - жилые или общественные, - этажности и заканчивая архитектурным обликом будущего района. Это неправильный подход, потому что параметры застройки определяют документы территориального и градостроительного планирования, разработанные специалистами. И главный из них - генеральный план города. Существуют допустимые нормативы строительства, плотность застройки, этажность, процент озеленения и благоустройства и так далее. В то же время не стоит забывать о том, что каждый из нас в первую очередь житель города. И то, насколько комфортно будет жить в Красноярске через несколько лет, во многом зависит от нашего отношения к нему».

Вместе с тем горожане нередко выступают против строительства жизненно важных для города объектов. Так, например, произошло с возведением многоуровневых стоянок в центре города.

- Проект планировки исторического центра Красноярска, который определил наиболее оптимальное расположение парковочных мест, был одобрен, в том числе на публичных слушаниях, - говорит руководитель департамента градостроительства. - Затем места под парковки и стоянки обсуждались на официальном сайте администрации города, где своё мнение мог оставить любой желающий. Департамент градостроительства совместно с администрациями районов провёл большую работу по поиску инвесторов проектов строительства этих не очень выгодных с точки зрения окупаемости объектов. В результате в центре города началась реализация нескольких проектов. Один из них - многоуровневая парковка на улице Конституции. На месте бывшей свалки строительного мусора застройщик начал возведение современного крытого паркинга, чем вызвал негодование жителей близлежащих домов. Проект, прошедший государственную экспертизу, тут же назвали точечным, идущим вразрез с интересами граждан. Парадокс ситуации заключается в том, что строительство парковки началось в первую очередь в интересах горожан, чтобы избавить центральные улицы от пробок, дать возможность автовладельцам цивилизованно и безопасно размещать своих автомобили. Нехватка парковочных мест сродни дефициту мест в детских садах. Нельзя согласиться с теми, кто называет строительство подобных объектов примерами точеного подхода.

Не менее серьёзной проблемой для города остаётся значительное отставание развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур новых районов застройки от темпов жилищного строительства. Активное освоение 14 жилых районов, - среди них Ботанический, Ястынское поле, Покровский, Николаевский, - ведётся при дефиците тепло- и водоснабжения. Масштабные стройки не обеспечены системой канализования и электрическими сетями.

Так, в жилых районах Ботанический и Ястынское поле не построены ливневые коллекторы для сточных вод, Покровка нуждается в повысительной насосной станции, а инженерные сети Николаевки настолько обветшали, что без их комплексной модернизации строительство новых объектов невозможно. Во всех без исключения районах ощущается нехватка школ, детских садов, поликлиник. По предварительным подсчётам, объём средств, необходимых для создания инфраструктуры этих микрорайонов, составляет 37 миллиардов рублей.

- Чтобы исправить ситуацию, требуется объединить усилия власти и бизнеса, - говорит Геннадий Васильевич. - Никто не должен занимать выжидательную позицию, оставаться в стороне от решения наболевших вопросов. Контроль департамента градостроительства за этим процессом будет налажен и усилен.

Во взаимодействии между администрацией города и строительными компаниями должна принимать участие саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края, здесь у нас ещё много скрытых резервов. К сожалению, сегодня институт саморегулирования в крае не оправдал возложенных на него надежд. Предприятия малого и среднего бизнеса не имеют возможности вступить в СРО из-за непомерно больших вступительных и компенсационных взносов и вынуждены искать полулегальные схемы для того, чтобы удержаться на плаву. «Отсутствие дифференциации взносов, по сути, ставит организации, которые занимаются строительством небольших объектов, на одну ступеньку с компаниями, имеющими миллиардные обороты, - утверждает Геннадий Игнатьев. - Об этой проблеме саморегулирования и ряде других, не менее важных, говорят представители многих строительных фирм».

Несмотря на трудности, градостроительная политика Красноярска так или иначе направлена на создание комфортной среды для эффективного труда, здорового быта и полноценного отдыха жителей миллионного города. Это требует пересмотра некоторых позиций по застройке его территорий. Так, составной частью проекта планировки исторического центра города является площадка комбайнового завода, в перспективе на территории данного предприятия должны разместиться общественно-деловые кварталы. Дело за малым - увязать интересы города и собственников завода.

В ходе работы над проектом планировки исторического центра для того, чтобы сделать береговую линию реки Енисей в этом микрорайоне более выраженной, а набережную интересной и красивой, архитекторы предлагают пересмотреть ряд позиций проекта. Специалисты департамента градостроительства и управления архитектуры сейчас рассматривают проект, первый этап которого предусматривает расширение границ парка культуры и отдыха на 100-200 метров в направлении Енисея за счёт намывных территорий. Это место реки имеет небольшую глубину и практически не оказывает влияния на скорость течения основного русла реки. В некоторых местах она уже заросла тиной. Если эту территорию поднять на три метра, то можно будет дополнительно обустроить несколько гектаров рекреационной зоны.

Решение о реализации наиболее значимых для города проектов принимается с учётом коллективного мнения разных специалистов. В целях комплексного и компетентного решения вопросов архитектурной деятельности при администрации города создан градостроительный совет, возглавляемый главным архитектором города Вадимом Пироговым. Это консультативный совещательный орган, основной задачей которого является повышение качественного уровня художественного оформления и архитектурного облика городской среды. В состав Градостроительного совета входят почётные архитекторы Красноярска, общественные деятели, представители администрации города, надзорных органов, органов ГИБДД, проектных организаций. Говоря об авторитетном составе Градсовета, следует отметить, что в его заседаниях участвуют такие уважаемые архитекторы, как Арэг Демирханов, Владимир Ульянов, Виталий Орехов и другие.

Мнение Градостроительного совета, как правило, бывает определяющим при принятии того или иного решения. В качестве примера можно назвать обустройство набережной реки Енисей в районе исторического центра. Проект многофункционального комплекса по улице Дубровинского, автором которого является архитектор Владимир Дубовик, в своём первоначальном варианте был удачно встроен в сложившийся рельеф, включал автостоянку на кровле в отметке с проезжей частью автодороги. Участники Градостроительного совета большинством голосов согласились с представленным проектом. Позже инвестор решил увеличить этажность здания, и проектровщики, идя на поводу у заказчика, принципиально изменили одобренный экспертами замысел. Повторно рассмотрев проект, специалисты посчитали такое решение нецелесообразным, нарушающим архитектурный ансамбль района Стрелки и отклонили проект.

По мнению руководителя департамента, обсуждение архитектурных проектов, изменений в градостроительных планах должно проходить с обязательным участием красноярцев. Для этого есть средства массовой информации, Интернет, институт публичных слушаний. К сожалению, интерес к перспективам развития городских территорий минимальный. Так, в вялотекущем режиме проходит обсуждение концепций благоустройства левобережной набережной, которые размещены на официальном сайте администрации города. В течение 2011 года состоялось 95 публичных слушаний. Сообщение о времени и месте их проведения также размещается на сайте, в газете «Городские новости», других информационных источниках. Но посетили слушания единицы.

- Развитие города - процесс чрезвычайно сложный, участвуют в нём множество сторон, имеющих разные, иногда несовместимые интересы: администрация, специалисты проектных мастерских, застройщики, коммунальные и эксплуатационные службы, сетевые компании, - говорит Геннадий Игнатьев. -Все они должны преследовать единую цель - создание полноценной среды обитания для самого главного человека - Жителя города. И ответная реакция горожан здесь имеет принципиальное значение.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА