Новости

Видеть, слышать, проживать

Видеть, слышать, проживать

Секреты отличной памяти

«Сын-старшеклассник жалуется на проблемы с памятью, - написала нам в редакцию с просьбой о помощи Елена Алексеевна. - Говорит, что стал плохо учиться потому, что ничего не может запомнить. Но в его возрасте память должна быть отличной. Сыну предстоят выпускные экзамены, учёба в вузе, где придётся усваивать большие объёмы информации, я надеюсь, что он выучит и иностранный язык. Как развить свою память так, чтобы она тебя не подводила?»

Причин, почему у молодого человека вдруг возникли проблемы с памятью, может быть несколько. Память - это сложный психический процесс, состоящий из несколько этапов. Сначала человек обращает внимание на какую-то информацию, то есть регистрирует её. Затем следуют этапы фиксации и перевода в режим хранения. Но важно ведь не только запомнить информацию, но и в нужный момент её воспроизвести. Сбои на каждом из этих этапов влияют в целом на то, что мы называем памятью.

Специалисты считают, что человек при условии того, что он здоров, может развить свою память до необходимого ему уровня.

Как объясняет доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук, профессор Вадим Кожевников, запоминают люди по-разному. Особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте. Кто-то относится к типу визуалов - хорошо помнит то, что увидел. Такие дети лучше усваивают информацию в виде схем, таблиц, графиков, наглядных пособий, цветовых акцентов. Немало аудиалов - они запоминают в основном услышанное. Есть люди, которые отлично запечатлевают в своей памяти то, что попробовали, потрогали, ощутили, эмоционально пережили - это кинестетики. Встречается и такой тип, как дискреты. Они запоминают материал через осмысление, улавливая суть. Но такой способ восприятия информации для детей несвойственен.

- В основном школьные уроки ориентированы на аудиалов, - объясняет Вадим Кожевников. - Сложнее учиться кинестетикам, которым необходимо пережить свой собственный опыт. Нужно подбирать соответствующую программу. Например, система развивающего обучения Эльконина-Давыдова рассчитана как раз на запоминание в процессе проживания.

Для успешной фиксации информации в памяти нужно желание и сосредоточенность. Должна быть определённая цель: усвоить материал.

Когда люди жалуются на плохую память - не запомнил, не вспомнил, часто речь идёт о невнимательности. А она, в свою очередь, тоже имеет ряд причин. Способность сосредоточиться зависит от состояния здоровья: если есть проблемы с центральной нервной системой, могут возникать трудности с концентрацией внимания.

- У человека может быть недостаточно сил, чтобы зарегистрировать, зафиксировать информацию и перевести её в режим хранения, - рассказывает Вадим Кожевников. - Часто родители жалуются, что ребёнок ленится. Но есть ситуации, когда лень не черта характера, а физиологическая особенность организма. Это не вина ребёнка, это его беда. У него может быть снижена активность соответствующих структур головного мозга. Тут нужно обращаться к специалистам, выяснять причину.

Кроме того, причиной нежелания запоминать может быть низкая мотивация, когда ребёнок не хочет учиться, не понимает, зачем ему это.

Процесс сохранения в памяти сильно усложняется, когда человеку неинтересен материал. Если педагоги не увлекли ребёнка предметом, разъяснительную работу придётся вести родителям. Нередко дети говорят: зачем изучать физику (обществознание, литературу, любой другой предмет, который не даётся), мне в жизни это не пригодится. В этом случае родителям ни в коем случае нельзя идти на поводу. Во-первых, никогда заранее не узнать, что пригодится через десять-двадцать лет, а что нет. А во-вторых, учёба в средней школе тем и ценна, что даёт общие знания из разных областей. Это развивает человека и, безусловно, влияет на процессы, связанные с памятью. В том случае, если предмет не интересен, отказаться от его изучения невозможно, всё равно нужно как-то проходить итоговые аттестации, придётся зубрить. Многочисленные повторения тоже имеют свой положительный эффект. Информация не усвоится должным образом, но хотя бы отложится на какое-то время в голове.

- Человек обязан учиться постоянно, в любом возрасте мы развиваемся за счёт получения новой информации, - говорит Вадим Кожевников. - И ребёнка необходимо учить учиться.

Важно знать, что процесс запоминания осуществляется во время сна или отдыха. Рёбенок запоминает то, что узнал на уроке, во время перемены.

Хороший сон - обязательное условие успешной учёбы. Как правило, те, у кого плохой сон, жалуются и на плохую память. Перед экзаменом необходимо полноценно отдохнуть, тогда и память вас не подведёт. А вот бессонная ночь, может быть, и позволит вызубрить необходимый материал, но в стрессовой ситуации такая информация мгновенно улетучивается из головы.

- Мало увидеть, мало услышать - важно, чтобы информация человеком осознавалась и желательно проживалась. Почему в школе столько лет учат иностранный язык, а многие всё равно не владеют им свободно? Почему дети начинают говорить в полтора, два года, хотя их никто специально этому не учит, а взрослый не может освоить английский? Потому что ребёнок живёт в этой ситуации. Изучение языка нужно привязывать к конкретным действиям, это должно переживаться, - объясняет Вадим Николаевич.

Осознанное запоминание - одно из условий успешной памяти. Чем глубже понят и систематизирован изучаемый материал, тем прочнее он закрепляется. Но чтобы вспомнить, нужно тоже учиться сосредотачиваться. Человек способен запоминать многое, но нужно и уметь извлекать из памяти информацию.

Чтобы успешно выучить и изложить доклад - реферат, курсовую, дипломную, - нужно понимать тему. Тогда даже если что-то забылось, вопрос педагога не поставит в тупик. Если требуется заучить большой объём, сначала нужно уяснить общий смысл материала, затем разбить его на части, выделив в каждой главное определение или формулировку. Эти тезисы необходимо связать в уме так, чтобы каждый пункт последовательно влёк за собой следующий. Готовясь с ребёнком к выступлению, попросите рассказать его, как он понимает то, о чём говорит. Пусть перескажет материал своими словами.

Способность без особых усилий помнить огромные объёмы информации, держать в уме множество деталей и цифр - довольно редкий дар. В основном хорошая память - это результат серьёзного труда, где кроме желания необходимо ещё и упорство.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА