Новости

Как избавиться от «синдрома третьей четверти»?

Как избавиться от «синдрома третьей четверти»?

Не хочу учиться

«Мой сын учится в пятом классе, первое полугодие в школу ходил с удовольствием, уроки делал без пререканий. А после зимних каникул его как подменили: говорит, что устал, а до конца четверти ещё так долго. Войти в учебный ритм у него пока не получается. Подскажите, пожалуйста, что рекомендуют специалисты в подобных ситуациях. С уважением, Ирина В.».

«Синдром третьей четверти» - в медицине такого диагноза не существует. Тем не менее родители и педагоги замечают, что в это время дети устают сильнее всего. Сначала школьникам трудно войти в трудовой ритм после новогодних праздников, потом выдержать длинную четверть. Ребята жалуются на усталость, головную боль, тратят больше времени на выполнение заданий.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, есть три группы риска, влияющие на здоровье ребенка. Первая - погодные условия и климат, вторая - микроклимат в семье, третья - организация школьной деятельности. На третью четверть приходится дуэт погодных условий и более длинного периода учёбы. Свою «лепту» вносят авитаминоз и зимние холода: дети в это время часто болеют, быстро утомляются и перестают полноценно воспринимать информацию.

Специалисты утверждают: прежде всего важно правильно подготовить ребёнка к выходу из каникул.

- Из периода отдыха детей нужно выводить постепенно, за несколько дней до начала четверти возвращать режим дня, - говорит Наталья Стряпухина, психолог центра социальной помощи семье и детям «Качинский». - Понятно, что за время праздников мы все расслабляемся, тем более что в новогодние каникулы сдвигается время засыпания-просыпания. Поэтому нужно вернуться в рабочий ритм заранее.

Педагог Елена Воронцова считает оптимальным временем для введения режима - три дня до начала учёбы.

- Есть правила, которые родители, дети и педагоги должны соблюдать на каникулах, - напоминает она. - Педагоги не должны оставлять домашних заданий. Единственное, что рекомендуется выполнять на каникулах, - обязательно читать книги. Родители и дети должны как можно больше времени проводить на свежем воздухе, а не перед телевизором. Кроме того, не нужно объедаться разными вкусностями. Практика показывает: после выхода с новогодних каникул в первые две-три недели у детей обостряются заболевания желудочно-кишечного тракта. Помните об умеренности в пище. Педагоги, в свою очередь, в первые дни после каникул стараются не задавать много домашней работы, позволяют постепенно войти в рабочий ритм.

Многие школьники испытывают чувство волнения, когда возвращаются в школу после длительного перерыва.

- Ни в коем случае не нужно говорить ребёнку, что его волнения - ерунда, - отмечает психолог. - Нужно объяснить ему, что это нормальное чувство. Нет ничего страшного в том, что когда ты появляешься в каком-либо месте после долгого перерыва, переживаешь. Это естественно. В принципе, третья четверть по учебным дням не настолько ужасно длиннее, чем остальные. Просто в обществе уже сложился определённый стереотип, который лишний раз не надо упоминать. Когда мы говорим: это длинный, сложный период, мы подсознательно настраиваем ребёнка на то, что будет тяжёло.

Специалисты советуют в этот период внимательно наблюдать за самочувствием школьника. Дело идёт к весне, физической и психологической усталости у детей больше, чем в первом полугодии. Поэтому учиться тяжелее.

- Если ребёнок приболел, не надо заставлять его идти в школу, лучше передохнуть, - считает Наталья Стряпухина. - Часто именно во время третьей четверти дети отказываются посещать дополнительные занятия. Иногда лучше не переламывать школьников, дать передохнуть от секций и кружков. В целом больше всего из треугольника «родители-дети-педагоги» в этот период устают мамы и папы. Особенно тех детей, кто посещает начальную школу. Первые успехи и промахи ребёнка переживаются слишком бурно, начало учёбы забирает много сил у мам и пап. Причём зачастую родители сами загоняют себя в угол: там, где можно ровнее реагировать, ставят планки, которые дети взять не могут. Советуем реально смотреть на вещи. И главное - всегда давать своему ребенку право на ошибку, право на «не хочу». Не загонять школьника в жёсткие рамки.

Как помочь ребёнку пережить самую длинную четверть?

- В выходные дни как можно больше времени проводите на свежем воздухе

- Не позволяйте ребёнку засиживаться перед телевизором или компьютером

- Иногда разрешайте пропустить дополнительные занятия - секции или кружки

- Помогайте ребёнку избавляться от отрицательных установок: «не могу», «сомневаюсь», «должен», меняя их на «смогу», «уверен», «хочу»

- Обращайте больше внимания на своих детей, помогайте им в преодолении негативного отношения к себе

- Позаботьтесь о правильном питании, помните, что белки, содержащиеся в мясе и рыбе, стимулируют работу мозга. А шоколад напрягает печень, ещё больше снижая иммунитет

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА