Новости

Сила маленькой женщины

Сила маленькой женщины

Как мечта о большом городе стала явью

С Людмилой Николаевной Бесовой я заочно была знакома давно, но встретиться лично как-то не получалось. И вот наконец-то мы с моей хорошей знакомой Наталией Геннадьевной Ерышевой у неё в гостях. Нас встретила сидящая на коляске худенькая женщина с милым добрым лицом. Квартира, в которую мы попали, оказалась вся украшенной разными картинами. Они были повсюду: на стенах, полках. А подзеркальник уставлен небольшими камнями, на которых тоже красовались пейзажи. Это всё произведения Людмилы Николаевны, лишь накануне вернувшиеся с очередной выставки, в которой она принимала участие. Вскоре мы уже сидели на кухне за столом, пили чай и беседовали.

Путешествие в мир детства

Малой родиной Людмилы Бесовой является красивое таёжное село Тасеево. Там она родилась и прожила 40 лет своей жизни. Очень жаль, что по этой земле ей довелось так мало ходить своими ногами. В четыре года малышку укусил энцефалитный клещ, и она на всю жизнь оказалась прикованной к инвалидной коляске. Дом, в котором жила семья Бесовых, и его окрестности не были приспособлены для езды на этом транспорте. И Люда постоянно была вынуждена находиться в своей комнате.

Ей исполнилось 9 лет, когда её отправили в детский санаторий, чтобы пройти курс лечения. Там произошло непредвиденное. Во время лечебной процедуры по новой методике девочке повредили бедро, и у неё начались постоянные боли. О вывихе бедра никто не знал. В полной мере эта оплошность врача проявилась лишь спустя 13 лет. А пока, несмотря на боль, девочка училась. Три раза в неделю к ней приходили учителя. В остальное время она занималась самостоятельно. Особенно ей нравилась литература. В 16 лет Люда написала своё первое стихотворение и отправила в газету «Красноярский комсомолец». Её стихи, маленькие рассказы, зарисовки стали часто появляться на страницах газеты, звучать по радио. Читая и слушая их, девушка ликовала.

Я такая же, как все

Люда заканчивала 8-й класс. Как-то она подслушала разговор её учительницы с мамой. Думая, что Люда выполняет задания, они тихонько беседовали.

- Думаю, что Люде дальше учиться ни к чему, - вполголоса говорила учительница, - она инвалид, сама ходить не может. Зачем ей образование?

Мама с ней соглашалась. А сердечко Люды замирало от возмущения.

- Как это ни к чему учиться?! Если я на коляске, так и не человек уже? - молча негодовала она, - я такая же, как все! И учиться дальше буду! Хочу и буду!

И едва за учительницей закрылась дверь, она с возмущением всё высказала матери. А мать и не сопротивлялась.

И с осени Люда начала учиться в 9-м классе и одновременно стала внештатным корреспондентом тасеевской районной газеты. Печатала свои стихи, маленькие рассказы, зарисовки. Мечтала стать журналистом. А окончив 10 классов, обратилась в несколько институтов с просьбой принять её на факультет журналистики, но отовсюду получила отказ.

Маленькая, но сильная духом девушка депрессии не поддалась. В её головке постоянно роились мысли о том, чем она может заняться. И придумала. Стала издавать свою газету. Все статьи, очерки, зарисовки писала ручкой, красочные заголовки оформляла цветными карандашами. Свою газету она назвала «Излучение». Написав и оформив, запечатывала её в конверты и отправляла своим друзьям, таким же, как она, инвалидам. А их у неё было очень много. Через несколько лет газеты ей показалось мало, и она под таким же названием стала издавать журнал. Для него материалы присылали уже его читатели, а печатала на пишущей машинке женщина из Хабаровска. Это её детище одобрила даже поэтесса Аида Фёдорова, с которой Люда заочно познакомилась во время проводимого Фёдоровой литературного конкурса. В этом конкурсе она заняла первое место, а несколько её стихов вошли в сборник «Надеюсь на встречу».

Счастливая встреча

Но чем бы ни занимала себя Люда, мысль о поступлении в институт её не оставляла. И как-то в журнале «Юность» она прочла, что в Москве есть народный университет искусств, где можно учиться заочно, не выезжая на сессию. Тут же собрала свои работы и отправила документы в приёмную комиссию. Её приняли на факультет живописи и графики, а через пять лет получила диплом об его окончании. Девушка была счастлива.

Но новая беда была уже совсем рядом. Однажды мама вывезла её на веранду подышать свежим воздухом. Внезапно коляска опрокинулась, и Люда сильно ударилась тем бедром, что ей когда-то вывихнули в детском санатории. Начались жесточайшие судороги. Она не могла ни сидеть, ни лежать, ни выпрямиться. Врачи помочь были бессильны. По совету подруги Люда написала в город Саки в санаторий им. Бурденко, где лечились колясочники. Ей ответили: «Приезжайте». Они с мамой поехали туда, но оказалось, что она нуждается не в лечении, а в срочной операции. После консилиума врачей ей дали направление на экспериментальную операцию в Новокузнецк. Там она пролежала целый год. Ей было сделано две операции. В больное бедро вставили временно две пластины, которые остались в её теле навсегда. Со временем судороги прекратились, и она даже смогла самостоятельно передвигаться на ходунках. Но большую роль в этом сыграла ещё и гимнастика, которой, несмотря на боль, со слезами на глазах Людмила упорно ежедневно занималась.

Через год ей была предложена санаторно-курортная путёвка во Владивосток. Так как путёвки на сопровождающего не было, Людмила рискнула и поехала одна. С тех пор она в одиночку побывала во многих курортных городах России, и всегда по возвращении в её дом протягивались ручейки писем от новых друзей. Но едва она оказывалась в четырёх стенах своего дома, на неё в полной мере обрушивалось одиночество. Вновь и вновь к ней возвращалась мысль, что из села надо уезжать. А куда уедешь без квартиры? В соцзащите ей предложили дом инвалидов. Людмила отказалась.

- Тупик, - думала она, - никуда мне отсюда не деться.

И действительно, казалось, выхода нет. В один из особенно тяжких дней двухтысячного года пришло письмо от подруги из Новокузнецка, в котором она писала, что в её городе есть при лечебном центре для инвалидов училище, где можно приобрести какую-либо профессию. И вот Люда уже в училище. Решила заняться декоративным творчеством. В это время ей было уже 38 лет. Полтора года она училась работать с берестой, солёным тестом, тканями, писать разными красками. Работала самозабвенно. Перед зимней сессией 2-го курса начался ремонт училища, и всех учащихся отправили по домам. Назад они уже не вернулись. Дипломную работу Людмила писала дома, а диплом об окончании училища получила по почте.

Теперь её дни были заполнены творчеством, но, не смотря на это, она продолжала отправлять в разные инстанции всё новые и новые письма с просьбой помочь перебраться в город. В этот процесс включились и её бывшие учителя. Ей повезло. В Тасеево приехал баллотирующийся в то время на пост губернатора края Александр Хлопонин. Зрительный зал ДК, где проходила встреча, был переполнен. Привезли туда и Людмилу. Во время разговора с будущим губернатором тассеевцы неоднократно просили его помочь их талантливой землячке. Александр Геннадиевич часто посматривал на сидящую в коляске хрупкую, с устремлёнными на него печальными глазами, женщину. Встреча окончилась, но из зала никто не уходил. Все смотрели на Хлопонина, а он, легко сбежав со сцены, подошёл к Людмиле и присел перед ней на корточки, поздоровавшись, взял за руки и сказал:

- Я помогу вам независимо от того, стану губернатором или нет. В каком городе края хотели бы вы жить?

- Конечно, в Красноярске, - ответила она.

Александр Геннадиевич слово сдержал. Не прошло и двух месяцев, как Людмила Бесова уже знакомилась со своей новой квартирой. А ещё через месяц вместе с мамой переехала в Красноярск.

Вкус победы

Поселившись в Красноярске, Людмила сразу же развила бурную деятельность. Вступила в ВОИ, в организацию православных инвалидов, стала участвовать во всех выставках народного творчества, появилось много знакомых. Она старалась по возможности выезжать на организованные ВОИ и ОПИН экскурсии и другие мероприятия. Много и успешно работала над своими картинами. Однажды во время прогулки увидела плоский камень, привезла его домой, отмыла и решила нарисовать на нём часовню. Получилось. На следующем камне уже красовались Красноярские Столбы. Так и пошло. Картины на камне понравились зрителям. Их, как и картины из бересты, стали покупать. Отрадно, что одну из них даже увезли в Америку.

Как-то Людмила узнала, что в Петербурге состоится выставка декоративно-прикладного искусства, посвящённая 300-летию Царского Села. Она решила принять в ней участие и позвонила её организаторам, узнала условия. Нарисовала 6 картин на камне с видами Петербурга и отправила их посылкой. А в конце мая 2010 года Людмиле сообщили приятную весть: её работы признаны лучшими. Она выиграла поездку в Петербург на 5 дней и приглашается на открытие выставки. Проезд же за свой счёт. Но это смелую женщину не остановило. Добилась разрешения и полетела самолётом одна. Пять дней она прожила как в сказке. Единственная колясочница, да ещё прибывшая без сопровождающего из Сибири, своим мужеством покорила всех. На открытии выставки ей было поручено разрезать ленточку. Из 840 работ, представленных на конкурс, для награждения было отобрано всего 34. А две из них получили 1-е место. Один из дипломов первой степени, премию в 10 тысяч рублей и плюс подарок вручили Людмиле Бесовой.

Прошло почти полтора года, но краски Петербурга не померкли. Людмила мечтает хотя бы ещё раз испытать такой же триумф и для этого находится в постоянном поиске новых творческих находок. В этом году она уже 10 раз выставляла свои работы на разных выставках города и края. И продолжает издавать свою газету «Излучение».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА