Новости

Машинка с процентами

Машинка с процентами

Задержка работы может обернуться крупным искомЗадержка работы может обернуться крупным иском

Как говорят специалисты, нарушение сроков исполнения работ или вовсе её невыполнение стоит не на последнем месте среди всех жалоб потребителей в Красноярске. Например, только за один месяц - декабрь 2011 года на горячую линию Роспотребнадзора по Красноярскому краю на нарушение сроков посетовали 70 жалобщиков. Это составило более 22 процентов от всего количества обращений в службу защиты прав потребителей.

По статистике, в прошлом месяце красноярцы чаще всего жаловались на нарушение их прав и законных интересов при оказании банковских услуг в части потребительского кредитования. Количество таких жалоб составило более 50 процентов от всех обращений на горячую линию Роспотребнадзора по красноярскому краю. Почти 35 процентов потребителей сообщало о низком качестве приобретённых товаров - как технически сложной бытовой техники (39,4 процента), так и обуви (14,7 процента), одежды (24,8 процента), мебели (2,8 процента), галантереи (4,6 процента), лекарств и товаров медицинского назначения (1,8 процента), а также о низкой культуре обслуживания. Сведения о несоблюдении условий договора, недостатки и нарушение сроков выполняемых работ или оказание услуг заняли прочное второе место по популярности. При этом больше всего красноярцы жаловались на несоблюдение условий договоров в сфере бытового обслуживания (31,4 процента), на некачественные жилищно-коммунальные услуги сетовало 8,6 процента обратившихся, на услуги связи - 2,9 процента, туристско-экскурсионные услуги 1,4 процента, услуги пассажирского транспорта 2,9 процента.

Тема некачественного оказания услуг очень горячая для красноярцев. Об этом говорит и редакционная почта. «Я по объявлению в газете попросила отремонтировать стиральную машину «Индезит», - пишет в «Городские новости» Зоя Михайловна Голубцова. - Приехал мужчина и пообещал всё сделать. За услуги взял две тысячи рублей аванса. Сказал, что привезёт запчасти к машинке, и больше не показывался. Вот уже два месяца, как мастер везёт мне детали». Пенсионерка рассказывает, что предпринимала различные попытки разыскать ремонтёра. Снова позвонила по телефону, указанному в газете, попросила сотрудников фирмы передать мастеру: мол, заказчица ожидает исполнения работы. Но тот так и не вышел на связь с женщиной. «Никто из разговаривавших со мной фамилии так и не назвал, - сетует Зоя Михайловна. - Заказ принимал Владимир, а исполнял Сергей. Как же мне найти теперь ремонтника и вернуть свои деньги? Ведь две тысячи рублей для меня значительная сумма, взятая из пенсии. А новую машину мне не купить. Эта - последний подарок мне умершего сына-чернобыльца».

Ситуация неприятная, а для пенсионерки, вдовы мужа-фронтовика и сына-чернобыльца вдвойне травматичная. Женщина пишет, что до сих пор доверяла объявлениям в газете, которая распространяется бесплатно, а теперь даже дверь чужому человеку открыть боится. К сожалению, как говорят специалисты, это не единственный случай, когда красноярцы обожглись на услугах, вызвав мастера по телефону. На горячую линию Роспотребнадзора не раз обращались с подобными жалобами. Защитники прав потребителей отмечают: чаще всего обманутыми становятся пожилые люди, которые не знают, как отстоять свои права.

- Есть вероятность того, что человек, оказывающий услуги по телефонному объявлению, не зарегистрирован как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, - поясняет ведущий специалист отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Лейла Верхова. - А если он оказывает услугу как обыкновенный гражданин, то на отношения между ним и заказчиком не распространяется законодательство о защите прав потребителей. В такой ситуации действует Гражданский кодекс.

Получается, что в такой ситуации неудовлетворенный заказчик и претензий своих никому предъявить не может. Единственный выход - обратиться с исковым заявлением в суд, чтобы взыскать сумму, уплаченную за некачественную или невыполненную работу.

За услугой специалист советует обращаться в сервисный центр, который отремонтирует технику за те же деньги, даже если на неё истёк срок гарантии. Здесь с вами составят договор, определят сроки выполнения работ и выдадут квитанции.

- В законе о защите прав потребителей указано, что срок ремонта товара не может превышать 45 дней, - говорит Лейла Верхова. - И если заключается договор бытового обслуживания, стороны должны отдельно оговорить между собой, в какой период работа будет произведена. Обязательно зафиксировать это в письменной форме.

Специалист советует не только договор иметь в письменном виде, но и другие документы - претензии, запросы и прочее, ведь в случае надобности в суде потом не докажешь, насколько активно вёл переговоры по телефону и какие ответы получал на устные жалобы. Также необходимо иметь всю информацию о предпринимателе или фирме, которая оказывает услугу.

- Предприниматель должен довести до заказчика информацию об органе, который его зарегистрировал, - поясняет Лейла Верхова. - Сообщить фамилию мастера, оказывающего услугу, если необходимы детали - отдельно указать, какие. И обязательно получить подпись потребителя под документом.

В этом случае, если услуга оказана некачественно или с нарушением сроков, потребитель смело может обращаться к предпринимателю с претензией в письменном виде. Не принимают, отправляйте заказным письмом с уведомлением. Ответ вам должны дать в десятидневный срок с момента получения документа.

- Нередко возникает вопрос: как узнать адрес предпринимателя, - рассказывает ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. - Сделать это можно в налоговой инспекции по его индивидуальному номеру налогоплательщика. Потребителю за небольшую плату предоставляется выписка из Единого реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Если в десятидневный срок исполнитель работ не выполнит требования, потребитель может обратиться в суд. Причём сделать это можно в любом районе города - по своему фактическому месту жительства или по прописке, по месту заключения договора или по месту нахождения предпринимателя. При этом госпошлину потребитель не платит, а в исковом заявлении помимо возмещения стоимости неоказанной услуги может потребовать неустойку за невыполнение требований в добровольном порядке. Каждый день к оплаченной сумме будет капать три процента от общей стоимости работ. Если же истец воспользуется услугами юриста или представителя, и оплату их работы можно включить в требования о компенсации убытков. Ко всем этим выплатам добавляется штраф в доход государства, который составляет половину всей суммы предъявленного недобросовестному предпринимателю иска.

То есть не отремонтированная вовремя стиральная машинка пенсионерки может обойтись мастеру, затягивающему сроки, в кругленькую сумму. Главное, говорят специалисты, знать свои права.

Конечно, Зое Михайловне Голубцовой, которая обратилась с письмом в нашу газету, сложно самостоятельно делать запросы и составлять исковые документы. Чтобы помогать таким потребителям, в крае и создан отдел защиты прав потребителей при управлении Роспотребнадзора. Чтобы уяснить ситуацию с неисполнением работ по ремонту стиральной машины, специалисты этого ведомства приглашают пенсионерку позвонить на горячую линию (391) 226-89-98 или прийти в общественную приёмную по адресу: улица Каратанова, 21. С собой обязательно нужно иметь все документы, полученные от горе-ремонтников.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА