Новости
Машинка с процентами
Задержка работы может обернуться крупным иском
Как говорят специалисты, нарушение сроков исполнения работ или вовсе её невыполнение стоит не на последнем месте среди всех жалоб потребителей в Красноярске. Например, только за один месяц - декабрь 2011 года на горячую линию Роспотребнадзора по Красноярскому краю на нарушение сроков посетовали 70 жалобщиков. Это составило более 22 процентов от всего количества обращений в службу защиты прав потребителей.
По статистике, в прошлом месяце красноярцы чаще всего жаловались на нарушение их прав и законных интересов при оказании банковских услуг в части потребительского кредитования. Количество таких жалоб составило более 50 процентов от всех обращений на горячую линию Роспотребнадзора по красноярскому краю. Почти 35 процентов потребителей сообщало о низком качестве приобретённых товаров - как технически сложной бытовой техники (39,4 процента), так и обуви (14,7 процента), одежды (24,8 процента), мебели (2,8 процента), галантереи (4,6 процента), лекарств и товаров медицинского назначения (1,8 процента), а также о низкой культуре обслуживания. Сведения о несоблюдении условий договора, недостатки и нарушение сроков выполняемых работ или оказание услуг заняли прочное второе место по популярности. При этом больше всего красноярцы жаловались на несоблюдение условий договоров в сфере бытового обслуживания (31,4 процента), на некачественные жилищно-коммунальные услуги сетовало 8,6 процента обратившихся, на услуги связи - 2,9 процента, туристско-экскурсионные услуги 1,4 процента, услуги пассажирского транспорта 2,9 процента.
Тема некачественного оказания услуг очень горячая для красноярцев. Об этом говорит и редакционная почта. «Я по объявлению в газете попросила отремонтировать стиральную машину «Индезит», - пишет в «Городские новости» Зоя Михайловна Голубцова. - Приехал мужчина и пообещал всё сделать. За услуги взял две тысячи рублей аванса. Сказал, что привезёт запчасти к машинке, и больше не показывался. Вот уже два месяца, как мастер везёт мне детали». Пенсионерка рассказывает, что предпринимала различные попытки разыскать ремонтёра. Снова позвонила по телефону, указанному в газете, попросила сотрудников фирмы передать мастеру: мол, заказчица ожидает исполнения работы. Но тот так и не вышел на связь с женщиной. «Никто из разговаривавших со мной фамилии так и не назвал, - сетует Зоя Михайловна. - Заказ принимал Владимир, а исполнял Сергей. Как же мне найти теперь ремонтника и вернуть свои деньги? Ведь две тысячи рублей для меня значительная сумма, взятая из пенсии. А новую машину мне не купить. Эта - последний подарок мне умершего сына-чернобыльца».
Ситуация неприятная, а для пенсионерки, вдовы мужа-фронтовика и сына-чернобыльца вдвойне травматичная. Женщина пишет, что до сих пор доверяла объявлениям в газете, которая распространяется бесплатно, а теперь даже дверь чужому человеку открыть боится. К сожалению, как говорят специалисты, это не единственный случай, когда красноярцы обожглись на услугах, вызвав мастера по телефону. На горячую линию Роспотребнадзора не раз обращались с подобными жалобами. Защитники прав потребителей отмечают: чаще всего обманутыми становятся пожилые люди, которые не знают, как отстоять свои права.
- Есть вероятность того, что человек, оказывающий услуги по телефонному объявлению, не зарегистрирован как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, - поясняет ведущий специалист отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Лейла Верхова. - А если он оказывает услугу как обыкновенный гражданин, то на отношения между ним и заказчиком не распространяется законодательство о защите прав потребителей. В такой ситуации действует Гражданский кодекс.
Получается, что в такой ситуации неудовлетворенный заказчик и претензий своих никому предъявить не может. Единственный выход - обратиться с исковым заявлением в суд, чтобы взыскать сумму, уплаченную за некачественную или невыполненную работу.
За услугой специалист советует обращаться в сервисный центр, который отремонтирует технику за те же деньги, даже если на неё истёк срок гарантии. Здесь с вами составят договор, определят сроки выполнения работ и выдадут квитанции.
- В законе о защите прав потребителей указано, что срок ремонта товара не может превышать 45 дней, - говорит Лейла Верхова. - И если заключается договор бытового обслуживания, стороны должны отдельно оговорить между собой, в какой период работа будет произведена. Обязательно зафиксировать это в письменной форме.
Специалист советует не только договор иметь в письменном виде, но и другие документы - претензии, запросы и прочее, ведь в случае надобности в суде потом не докажешь, насколько активно вёл переговоры по телефону и какие ответы получал на устные жалобы. Также необходимо иметь всю информацию о предпринимателе или фирме, которая оказывает услугу.
- Предприниматель должен довести до заказчика информацию об органе, который его зарегистрировал, - поясняет Лейла Верхова. - Сообщить фамилию мастера, оказывающего услугу, если необходимы детали - отдельно указать, какие. И обязательно получить подпись потребителя под документом.
В этом случае, если услуга оказана некачественно или с нарушением сроков, потребитель смело может обращаться к предпринимателю с претензией в письменном виде. Не принимают, отправляйте заказным письмом с уведомлением. Ответ вам должны дать в десятидневный срок с момента получения документа.
- Нередко возникает вопрос: как узнать адрес предпринимателя, - рассказывает ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. - Сделать это можно в налоговой инспекции по его индивидуальному номеру налогоплательщика. Потребителю за небольшую плату предоставляется выписка из Единого реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Если в десятидневный срок исполнитель работ не выполнит требования, потребитель может обратиться в суд. Причём сделать это можно в любом районе города - по своему фактическому месту жительства или по прописке, по месту заключения договора или по месту нахождения предпринимателя. При этом госпошлину потребитель не платит, а в исковом заявлении помимо возмещения стоимости неоказанной услуги может потребовать неустойку за невыполнение требований в добровольном порядке. Каждый день к оплаченной сумме будет капать три процента от общей стоимости работ. Если же истец воспользуется услугами юриста или представителя, и оплату их работы можно включить в требования о компенсации убытков. Ко всем этим выплатам добавляется штраф в доход государства, который составляет половину всей суммы предъявленного недобросовестному предпринимателю иска.
То есть не отремонтированная вовремя стиральная машинка пенсионерки может обойтись мастеру, затягивающему сроки, в кругленькую сумму. Главное, говорят специалисты, знать свои права.
Конечно, Зое Михайловне Голубцовой, которая обратилась с письмом в нашу газету, сложно самостоятельно делать запросы и составлять исковые документы. Чтобы помогать таким потребителям, в крае и создан отдел защиты прав потребителей при управлении Роспотребнадзора. Чтобы уяснить ситуацию с неисполнением работ по ремонту стиральной машины, специалисты этого ведомства приглашают пенсионерку позвонить на горячую линию (391) 226-89-98 или прийти в общественную приёмную по адресу: улица Каратанова, 21. С собой обязательно нужно иметь все документы, полученные от горе-ремонтников.