Новости

Страсти по заводу

Страсти по заводу

Судьба марганцевых ферросплавов

Решение губернатора Льва Кузнецова о расторжении трёхстороннего соглашения, подписанного в 2008 году между Советом администрации края, Внешэкономбанком и ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», по реализации проекта строительства Енисейского ферросплавного завода вызвало бурную реакцию среди бизнес-элит, экспертного сообщества и основной массы населения нашего города.

В большей степени известие было принято восторженными откликами, но знающие люди поспешили предупредить: рано радоваться, соглашение имело декларативный характер, призывающий к сотрудничеству, и ни к чему не обязывало. Сейчас всё зависит от Арбитражного суда края, на рассмотрении которого находится иск компании к администрации Емельяновского района, отказавшейся прошлой осенью выдать разрешение на строительство.

- Расторгнутые губернатором соглашения не имеют юридических последствий, - заверяет депутат Красноярского городского Совета Александр Глисков. - И если арбитраж встанет на сторону ЧЕК-СУ в тяжбе с Емельяновским районом, тогда завод начнёт строиться. Я и несколько моих коллег готовы безвозмездно предоставить администрации свою юридическую помощь в этом деле, потому что считаем недопустимым появление завода ферросплавов под Красноярском.

Другой городской депутат, Андрей Селезнёв, считает, что благодаря обозначенной краевой властью позиции принято важное политическое решение, способное повлиять на дальнейшее промышленное развитие региона.

- Если раньше Лев Владимирович говорил, что завод не может быть построен без учёта мнения красноярцев и в том проекте, в котором до недавнего времени он был представлен, то сегодня уже чётко заявлено - заводу не быть, - поясняет Андрей Валерьевич. - Слова губернатора стоит расценивать следующим образом: в ближайшее время, в том числе и законодательным путём, в нашем крае будет организован контроль за строительством особо опасных объектов. Появление соответствующих нормативно-правовых актов, думаю, не заставит себя долго ждать.

Сам народный избранник высказывается против строительства завода ферросплавов, поскольку он является жителем микрорайона Солнечный, и ему бы не хотелось вместе со своей семьёй дышать выбросами промышленного производства.

Аналогичной позиции придерживается и другой депутат городского Совета Пётр Константинов.

- В Красноярске колоссальное количество фабрик и заводов, которые и без ферросплавов сильно загрязняют наш город, - говорит Пётр Анатольевич. - Мы строим кардиологический, перинатальный или онкологический центр, но параллельно с ними появляются новые источники загрязнения окружающей среды, и в итоге очереди в медицинских учреждениях не уменьшаются, а только увеличиваются.

Полемика вокруг завода ферросплавов не столько касается строительства конкретного производства, сколько возможного появления любого другого промышленного объекта на красноярской земле.

Нам необходимо действующие производства срочно переводить на высокий уровень переработки и экологичности, а только потом уже думать о новых заводах.

Исполняющий обязанности главы Красноярска Эдхам Акбулатов поддерживает решение губернатора и умонастроение народных избранников.

- Соглашения о намерениях начать строительство ферромарганцевого завода были подписаны в сложный для региона и страны период, - заявил Эдхам Шукриевич. - В той непростой экономической ситуации, в условиях кризиса и неопределённости, это было оправданно. Сегодня ситуация в корне изменилась. Мы не можем и не имеем гражданского права игнорировать требования красноярцев остановить строительство завода. У органов власти Красноярского края и органов местного самоуправления достаточно возможностей для того, чтобы исполнить решение губернатора.

Реакция активистов общественного движения «Красноярск против», собравших более 160 тысяч голосов горожан и устроивших многочисленные митинги и автопробеги этой осенью, оказалась более сдержанной, чем ожидалось. На страничке в социальной сети Вконтакте по поводу заявления губернатора имеется запись, обращённая к участникам группы: «Расторжение соглашения не несёт за собой автоматическое прекращение строительства завода. Будем надеяться, что это действительно первые реальные шаги власти против завода, а не политические игры. Ждём дальнейших действий и настоящего запрета строительства марганцевого завода и возвращение зелёной зоны Красноярска без «вырезаний» под заводы».

А вот ответ представителей ЧЕК-СУ на заявление Льва Кузнецова оказался вполне предсказуемым. В официальном пресс-релизе компании говорится, что руководство сожалеет о принятом губернатором решении, но оно продолжит действовать в правовом поле, то есть добиваться разрешения на строительство завода. Попутно в сообщении значится, что слова главы сибирского региона компания расценивает как политическое, а не экономическое заявление, что подобные решения могут повлечь за собой ряд негативных социально-экономических последствий не только для ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», но и для жителей края. Так, в частности, стоимость проекта оценивается специалистами в 22 млрд рублей, из которых на его реализацию потрачено уже около девяти, в том числе более 6 миллиардов - государственных кредитных средств. Проект предполагал создание на первом этапе 1 420 рабочих мест, а ежегодные налоговые поступления в краевой бюджет после запуска предприятия планировались в объёме 868 млн рублей. По состоянию на конец 2011 года компания уже направила в краевую казну в виде налоговых выплат 30 млн рублей.

В пресс-службе председателя правительства края Виктора Томенко на это заявление ЧЕК-СУ нам ответили, что предприниматель действовал на свой страх и риск, вкладывая деньги в строительство завода, разрешение на которое ещё не было получено, поэтому возврат денежных средств или каких-либо санкций администрация края не ожидает. Единственные упущения для региона - это, действительно, инвестиции, возможные налоговые отчисления и рабочие места. Но население само сделало этот выбор.

Тем временем в вопросе строительства фигурирует такая немаловажная вещь, как общественные слушания, которые, как известно, были назначены на февраль. Руководство ЧЕК-СУ считает, что они всё же состоятся и повлияют на развитие событий.

- Для общественности, властей и компании важно услышать позицию экспертов, которая могла бы быть высказана на публичных слушаниях, а для компании в любом случае важны те рекомендации, которые могли бы быть сформированы по их итогам, - заявляет генеральный директор ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» Виктор Хроленко. - То, что губернатор решил озвучить собственную позицию до их проведения, - это его право. Хотя, безусловно, принятие негативных для инвестора решений - в том числе в преддверии Красноярского экономического форума, на площадке которого были заключены наши соглашения с регионом, - создаёт не самый благоприятный фон для дальнейшего развития края.

- Те переговоры, которые вела рабочая группа и которые происходили в Законодательном собрании, ни к чему не привели, - парирует слова директора компании депутат Законодательного собрания края Марина Добровольская. - Мы заседали каждую неделю по три часа. Проектные документы, которые предоставило предприятие, не смогли нас убедить в том, что этот завод нужен региону.

Между тем у экспертов сложилось своё мнение по поводу строительства завода.

- Марганец никогда не относился к веществам первого класса опасности, где фигурируют таллий, ртуть или бериллий. Он принадлежит даже не ко второму, а к третьему классу. Другое дело, что есть ещё класс опасности производства, который согласно СанПиНу определяется исходя из возможной угрозы для работающего в нём персонала, - заявляет профессор кафедры физической химии Института цветных и материаловедения СФУ Анатолий Рубайло.

По словам другого учёного, профессора кафедры политологии и права КГПУ Юрия Москвича, полемика наблюдается не столько в вопросе строительства завода марганцевых ферросплавов, сколько в появлении любого другого промышленного объекта на красноярской земле.

- Красноярск - один из самых загрязнённых городов России, - говорит Юрий Николаевич. - В течение десятилетий здесь накопилось огромное количество вредных веществ. Даже если завод даст небольшой вклад, то на общем фоне этот эффект только усилится. Поэтому логика ЧЕК-СУ, что завод экологически безопасен, бессмысленна. Второй момент: у нас в городе созрел достаточно большой класс обеспеченных людей, которые не работают на промышленных предприятиях, но обеспокоены качеством жизненной среды. Они думают о здоровье своих семей, о рентабельности своей недвижимости, и они не согласны это терять, ведь никто не захочет жить в городе-убийце. Поэтому проявление массовых акций протеста вполне закономерно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА