Новости

Перевернуть вертикаль

Перевернуть вертикаль

Местное самоуправление выведет Россию из кризиса

Что такое местное самоуправление? Низовое звено власти или краеугольный камень державы? В истории России есть примеры, когда на фоне полного развала государственной власти страну спасала инициатива снизу.

  • Самый яркий пример, - говорит руководитель регионального института муниципального развития при правительстве Красноярского края Алексей Менщиков, - 1612 год. Центральная власть развалилась. Продажные бояре пригласили на русский престол польского королевича. Оккупанты заняли Москву. Казалось, все потеряно. Но были две силы, которые с этим не согласились. Православная церковь и местное самоуправление. Кто такой был Козьма Минин? Посадский староста, говоря современным языком - мэр Нижнего Новгорода. И именно местное сообщество выдворило из Москвы продажную власть и оккупантов.

В сложные периоды отечественной истории, государственная власть неоднократно обращалась к местному самоуправлению. Так первый российский президент Борис Ельцин в борьбе с центральным аппаратом СССР опирался на поддержку региональных элит и мэров городов.

Вновь тема стала актуальной в декабре прошедшего года, когда власть, в лице своих высших представителей заявила о том, что стране необходимы децентрализация и сильное местное самоуправление.Но как сделать муниципальную власть действительно сильной? Просто перераспределить деньги, увеличив местные бюджеты?

Все не так просто, считает Алексей Менщиков. На территории Красноярского края находится 581 муниципальное образование. У каждого из них - разные условия, возможности, степень компетенции руководителей. Нельзя же сравнивать по уровню ресурсов Красноярск и 484 сельских поселения края. А это прямо сказывается на возможности исполнения полномочий, которых у каждого главы муниципального образования более 30, от обеспечения безопасности граждан, до содержания автодорог. Но в реальности средств хватает на выполнение 3-4. Как правило - на расчистку дорог в зимнее время, содержание бюджетных поселковых учреждений в части тепло и водоснабжения и на зарплату чиновникам. Ситуация, в общем-то, понятна всем. Скудного местного бюджета на большее не хватит. Но для многочисленных контролирующих органов это не аргумент. Любая проверка может закончиться штрафом по самому неожиданному поводу. Например, что не обустроены остановочные пункты общественного транспорта, хотя совершенно очевидно, что денег на это нет. Есть и вообще анекдотические, хотя и совершенно реальные случаи. Так, в Кежемском районе, глав поселений, которые должны были в скором будущем уйти на дно водохранилища Богучанской ГЭС, начали штрафовать за… отсутствие нормативной документации о противодействии экстремизму. Поэтому, подытоживает Алексей Менщиков, умный глава муниципального образования обкладывается кипой бумаг на все случаи жизни, чтобы доказать, что он действительно не имел возможности выполнить те или иные полномочия, возложенные на местную власть. Кстати большинство обращений в региональный институт муниципального развития связаны именно с нормативной документацией и разъяснениями той или иной юридической коллизии. Как уже отмечалось, далеко не все муниципальные образования имеют специалистов необходимой компетентности. Институт помогает. В частности помог создать и пресловутые акты о противодействии экстремизму в подводных поселениях Кежемского района.

В среднем, на территориях муниципальных образований в Красноярском крае проходит в год 3-6 публичных слушаний. В то время как во французских муниципалитетах более 100.

Однако очевидно, что такая работа хотя и необходима в нынешних условиях, но конечная ценность ее весьма невелика. Основная задача института - содействие муниципальным образованиям в реализации их прав. Кстати, красноярцам есть чем гордиться - из всех 89 российских регионов, только наш край создал такое учреждение.

Для того чтобы сконцентрировать сегодняшние проблемы местного самоуправления и наметить конкретные пути их решения, институтом в прошедшем году был создан и осуществлен проект «Муниципальный дом». В нем объединились три стороны: государство, в лице правительства края, местное самоуправление в лице ассоциаций муниципальных образований края и общество, представленное такими организациями, как Всероссийский совет местного самоуправления и Гражданская ассамблея Красноярского края.

На пяти региональных форумах (по числу ассоциаций муниципальных образований) были сформулированы предложения, направленные в Государственную Думу и администрацию президента.

  • Сегодня, - констатирует Алексей Менщиков, - многое из этих предложений озвучено в выступлении премьера Владимира Путина. Мы, конечно, далеки от того, чтобы считать, что это только заслуга красноярцев. Очевидно и другие регионы выходили с подобными инициативами - ведь проблемы местного самоуправления одинаковы везде. Однако важно, что механизм заработал.

Предложения, в основном объединены в две группы: касающиеся финансового обеспечения муниципальных образований, и относящиеся к деятельности контролирующих органов. Кстати, что касается последнего, то серьезно изменить ситуацию может давно ожидаемое решение о передаче федеральных контролирующих «контор», которые сегодня представляют собой «государство в государстве» в региональное подчинение. Тогда сам регион сможет определять, сколько и каких контролеров ему нужно.

Но есть еще одна, возможно, самая главная задача. Само по себе перераспределение финансов в пользу муниципальных образований не решит проблемы, характерной не только для России - приватизации власти несменяемыми чиновниками. И неважно, осуществляется ли эта приватизация государственными чиновниками или муниципальной бюрократией. Самый важный признак - неучастие населения в делах управления. Многие полагают, что это и невозможно

  • На самом деле, - говорит начальник проектно-организационного отдела института Ирина Валюшицкая, - существует множество форм участия граждан в местном самоуправлении: сходы, собрания, публичные слушания и т. д. Однако из всего спектра политической активности граждане в основном используют два: ходить на выборы и писать жалобы.

  • Согласно нашему анализу, - рассказывает начальник экспертно-правового отдела Наталья Полева, - в среднем, на территориях муниципальных образований в Красноярском крае проходит в год 3-6 публичных слушаний. В то время как во французских муниципалитетах более 100.

Низкая активность граждан выражается и в практическом отсутствии таких форм общественного объединения, как территориальное общественное самоуправление (ТОС), уличные и домовые комитеты, общественные советы и т.д. Можно бы посетовать на национальный менталитет, но есть пример Волгоградской области, где ТОСы получили очень широкое развитие. Почему? Потому что губернская власть на определенном этапе была в этом очень заинтересована. Кстати, отметила Ирина Валюшицкая, Красноярскому краю есть здесь чему поучиться у соседней Хакасии, где творчески подходят к развитию местной инициативы.

  • Возможно, в наших условиях, то есть в условиях властной вертикали, только власть может стимулировать развитие реального самоуправления граждан, - считает Наталья Полева. - Для этого можно было бы ввести оценку деятельности губернаторов по такому параметру, как количество общественных объединений граждан, проектов, грантов. Тогда власть была бы и обязана, и заинтересована развивать формы реального народовластия.

  • Возможна и государственная программа в этом направлении, - считает Ирина Валюшицкая. - Только она должна быть сформулирована лишь на уровне политических тезисов. Все остальное должны придумать в регионах и на местах. Иначе какая это будет местная инициатива?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА