Новости

Михаил Натуральный: «Хотелось сделать что-то ещё в этой жизни»

Михаил Натуральный: «Хотелось сделать что-то ещё в этой жизни»

Сейчас ушу на слуху в Красноярске. Проводятся турниры различного уровня, существует множество секций, а главное, кажется, это только начало большого пути. У истоков красноярского ушу стоял Михаил Натуральный, ныне президент Сибирской федерации ушу, который в своё время отказался от довольно перспективной во всех отношениях деятельности ради боевых искусств.

Наука, банк, ушу

- Михаил Викторович, как Вы начали заниматься ушу?

- Это было время, когда действовал запрет на преподавание карате в Советском Союзе. Не имелось ни секций, ни материалов. А интерес был. Мы смотрели что-то из фильмов, друг у друга, находили книги и переписывали их. И занимались. А в 1986 году я поступил в Красноярский государственный университет, где уже тренировались мои друзья. Тогда началось возрождение ушу: занимались тайцзицюань, винчун. Первым моим учителем был Владислав Олегович Бытев - профессор, преподавал на физфаке КГУ высшую математику, а также вёл секцию шаолиньского ушу и цигун.

- В армии продолжали тренировки?

- Да. Но армия есть армия. Я служил в войсковой разведке. Там в основном были бег, физическая подготовка, стрельба. Поэтому занимались самостоятельно.

- Что делали после армии?

Началась перестройка, бизнес, появились другие интересы. Я работал в брокерской фирме, потом в банке - без специального образования. Дело в том, что физический факультет - это очень хорошая база. Допустим, после изучения квантовой механики бухгалтерский учёт осваивать самостоятельно легко.

- Но всё-таки выбрали боевые искусства.

- Мы с моим другом Анатолием Ковганом, который только приехал из Китая, где жил и стажировался в монастыре Шаолинь, основали Красноярскую краевую ассоциацию «Шаолиньцюань». Я перестал заниматься банковской деятельностью, хотелось сделать что-то ещё в этой жизни, чем просто зарабатывать деньги. И мы начали активно преподавать и развивать шаолиньское ушу в нашем городе.

В линии традиций

- На сайте Сибирской федерации ушу написано, что Вы впервые поехали на стажировку в Китай в 1997 году.

- Стажировались в академии Ши Дэяна у мастера Фу Цзы Чена. Ему было 78 лет, он из поколения старых мастеров, всю жизнь занимавшихся шаолиньским ушу. И это по человеку заметно. Ему максимум можно было дать лет 60, физически он оказался очень подготовленным, делал то, чего мы не могли выполнить в 20 с небольшим. Весёлый, полный жизненной энергии человек. Мы получили представление, что такое настоящее старое шаолиньское ушу. Но преподавать его после этого было трудно, так как все техники направлены на умерщвление человека с максимальной эффективностью.

- У Вас было три стажировки. Чем они отличались?

- Во время первой поездки мы изучали старые, классические стили - хунцюань. Это основа шаолиня. Его трудно применять, потому что он рассчитан на противодействие приёмам, которые сейчас не применяются.

Второй раз я стажировался в 2000 году. Я не знал китайский язык, а ехать нужно было - время настало. Взял разговорники, перевёл необходимые фразы: «Мне нужен один билет до Красноярска, Россия» и «Мне нужно поменять доллары на юани». Но всё получилось гораздо проще. Я познакомился в поезде с китайцами, потом они в Пекине нашли переводчика, и с ним я поехал в Шаолинь. Меня интересовал целевой стиль - когти орла (ин чжао). В то время было много академий, расположенных вокруг Шаолиня. Я походил, нашёл ту, в которой этот стиль был представлен, и попросил, чтобы меня обучали. Они сказали, мол, давайте мы вам будем преподавать саньда. «Спасибо, но саньда я могу научиться и в России. Мне нужно ин чжао, лоханьцюань». Они удивились тому, что иностранец знает о существовании таких стилей. В день было по четыре тренировки общей продолжительностью восемь часов. Меня обучал послушник монастыря Ти Тао Фэн, ведущий специалист, очень серьёзный мастер. За пять дней нужно было освоить много материала. Я изучил комплекс ин чжао (когти орла), мэйхуа дао (меч), технику девятизвенного цепа и специализированный комплекс цигун. И привёз, конечно, кучу снаряжения, которого всегда не хватает.

А третья стажировка произошла в 2004 году. Меня интересовал стиль синьицюань, он уже больше относится к внутреннему ушу. Пока тело молодое, есть хорошая физическая форма, нужно заниматься внешними стилями, после 35 лет переходить на внутренние стили, чтобы шло дальнейшее развитие. Через Интернет нашёл председателя ассоциации синьцюань в Пекине - мастера Ди Го Юна. Списались с ним, созвонились, приехали и начали заниматься. Сначала я, а потом другие ребята из Красноярска, а вскоре и сам мастер посетил наш город. И до сих пор мы продолжаем общение. Учитель Ди Го Юн отличается от других. Здесь линия традиции, передающаяся от учителя к ученику. Например, у основателя стиля багуачжан Дун Хайчуаня было восемь учеников, от каждого из которых ниточки идут дальше. Получается генеалогическое дерево. Это очень важно, потому что в Китае мастера обязательно спрашивают : кто твой учитель? И в 2008 году нас с Александром Белобородовым приняли в линию традиции мастера Ди Го Юна. Это торжественная церемония, которая проходила в Пекине, в специальном помещении в присутствии 30 патриархов традиционного ушу. Церемония очень важна, она означает, что человека приняли в преемники стиля, он официально является продолжателем определённого стиля ушу. Обучаясь у мастера Ди Го Юна, я узнал за два года больше, чем за предыдущие десять. Он объясняет аспекты ушу, которые я до этого не понимал, и, более того, самостоятельно дойти до которых практически невозможно. Кроме того, присутствие мастера рядом уже многое значит. Люди, которые обучались у него, как и я, испытали энергетические ощущения, которых раньше не возникали. Ди Го Юн сравнивает себя с проводником в горном восхождении: «Я знаю тропы, по которым приведу вас к вершине относительно легко и быстро, а если вы идёте без проводника или проводник не знает дороги, то, скорее всего, до вершины не доберётесь». И это действительно так, я знаю многих людей, которые заблудились либо уперлись в глухую стену и вынуждены были отступить.

- Какая атмосфера была в Шаолине?

- В 2000 году там находилось более тридцати академий, то есть что-то вроде спортивных школ-интернатов. Туда отбирают детей со всего Китая, обучение которых оплачивают родители. После окончания академий им дают диплом, после чего для них открыты дороги в армию, полицию, государственные силовые структуры. Это престижно в Китае. Надо сказать, что не все монахи занимаются боевым ушу, есть просто буддисты. Самое большое впечатление на меня произвёл наставник Ковгана и Белобородова. Он не занимался ушу, но когда на я него смотрел, казалось, что от него сияние исходит. Понимаешь, что человек далеко продвинулся на пути развития. Он очень простой в общении, никакого высокомерия, выпячивания своего статуса, амбициозности нет. Смотрите, приветствие в ушу - левая ладонь, покрывающая правый кулак, в котором поджат большой палец. Это имеет своё символическое трактование. Кулак означает, что мы занимаемся боевым искусством, а большой палец - это эго. Когда мы занимаемся ушу, то мы его не развиваем. Указательный палец - учение, средний - работа, безымянный - красота, мизинец - ум. Вот куда идёт энергия.

- Как можно оказаться в монастыре?

- Ни тогда, ни сейчас в Шаолинь попасть невозможно. Иностранцев не принимают. Одно время можно было стать послушником монастыря, но не больше. Однако новый настоятель, избранный в 2000 году, заявил, что принятие в послушники иностранцев недействительно. И не только. При мне пришли в монастырь китайцы, мол, мы хотим заниматься шаолиньским ушу и стать монахами. Им предложили заплатить деньги и обучаться в академиях.

Что касается стажировки в академиях, то в 2000 году они по приказу настоятеля и согласованию с правительством Китая вместе с развлекательными центрами и магазинами оказались разрушены. Потому что все эти заведения создавали мирскую суету, и многие старые мастера ушли из Шаолиня. Теперь там остался сам монастырь, соревновательный стадион и гостиница. А академии перенесены в другие места.

Саньда - самый эффективный

- Насколько эффективно ушу в действительности?

- Этот вопрос интересует всех специалистов по боевым искусствам. Современное ушу имеет несколько официальных ответвлений: таолу (спортивное), чаньтун (традиционное) и саньда (полноконтактный бой). Просто разделены выступления с комплексами и боевое направление. И они ушли далеко друг от друга. Саньда похож на кикбоксинг, только ещё жёстче. На мой взгляд, фактически это наиболее эффективный для обучения и использования вид боевых искусств в современном мире. Есть полноконтактная работа руками и ногами по всем областям плюс броски. Если вы не умеете бороться, то проиграете. Если не умеете бить - проиграете. Должна быть универсальная подготовка. Ребята, которые входят в сборную Красноярского края по ушу-саньда, успешно выступают и в соревнованиях по кикбоксингу, смешанным единоборствам, боевому самбо.

- Вам приходилось применять свои навыки в жизни?

- Разумеется. И всё работает. Однажды произошёл конфликт, начался бой с двумя соперниками, в результате которого я вышел победителем. Но был страшно разочарован. Я знал множество эффектных связок, ударов ногами, но выскочили удары руками, которые я изучал давно. Теперь, когда я плотно занимаюсь ушу-саньда, понимаю, что так и должно быть. Если говорить о традиционных стилях, то действенным является винчун. Там полуконтактный спарринг, но очень хорошая методика. А также стили синьицюань и багуачжан. Они больше развивают мощь, разрабатывают тело и накапливают силу, которую вы можете использовать для ведения боя в обычной манере.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА