Новости

Жил-был художник один

Жил-был художник один

Муза поселилась за Полярным кругом

____Эту премьеру Владимир Примак ждал с нетерпением и волнением. Композитор из Норильска работал над своим произведением «История мастера» полтора года, и вот во вторник она была представлена зрителю в большом концертном зале филармонии. Концерт был дан в честь дня рождения великого Василия Сурикова и стал завершающим аккордом VI зимнего Суриковского фестиваля искусств.

В премьере было задействовано около двухсот артистов Красноярского хорового ансамбля солистов «Тебе поёмъ» под руководством Константина Якобсона, камерного оркестра под управлением Михаила Бенюмова, студенческого хора и симфонического оркестра Красноярской государственной академии музыки и театра, хора театра оперы и балета. Среди приглашённых участников премьеры - солист Государственного академического Мариинского театра, заслуженный артист России, обладатель красивейшего баса Александр Морозов, который, надо сказать, без особых раздумий согласился принять участие в проекте, как только увидел партитуру, присланную ему по электронной почте в Санкт-Петербург. В исполнении оратории «Истрия мастера» также приняли участие солисты Красноярского театра оперы и балета Анастасия Лепешинская и Виталий Осипов. Главным хормейстером сводного хора выступил заслуженный артист России Константин Якобсон, оркестром дирижировал Валерий Шелепов.

Это уже не первое обращение сибирских композиторов к творчеству Василия Сурикова. В своё время свет увидели такие произведения красноярских авторов, как симфоническая поэма Олега Меремкулова «Посвящение Василию Иванову Сурикову», «Утро стрелецкой казни» Игоря Флейшера. В 2008 году в Красноярске исполнялась симфония для русского оркестра Владимира Пороцкого «Суриковская Русь».

Художественным руководителем нынешнего музыкального суриковского проекта и автором идеи появления произведении о живописце стала доктор искусствоведения, профессор Людмила Гаврилова. Это с её подачи Владимир Примак взялся за сочинение. «По большому счёту, всю основную работу сделала Людмила Владимировна: составила план, всё расписала, расставила акценты, - говорит композитор. - А мне только осталось самое простое - написать музыку».

Что касается простоты композиторского труда, то тут Владимир Ильич явно поскромничал: произведение получилось у него сложное, как по форме, так и по содержанию. Оратория для чтеца, меццо-сопрано, баса, смешанного хора и симфонического оркестра - сочинение глубокое, эмоциональное и в то же время интеллектуальное. «Основная идея драмы «История Мастера» - воплотить в музыке страницы русской истории, воспринятые сквозь призму художественного мышления выдающегося живописца и осмысленные в новом историческом контексте композитором - нашим современником»,- поясняет Людмила Гаврилова.

Исследователи отмечают семь крупных и значимых полотен, принадлежащих мастеру, про которые он сам сказал следующее: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» - не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог...». Именно эти полотна попробовал осмыслить при помощи музыки Владимир Примак. В либретто Владимир Ильич использовал стихи Волошина, Захарова. Также в оратории звучат «Откровение Иоанна Златоуста» (Апокалипсис), летопись XVII века «Повесть о боярыне Морозовой», казачий песенный фольклор, отрывки из интервью Сурикова Максимилиану Волошину. «Мне самому всегда хотелось знать о художниках то, что вы хотите обо мне написать, и не находил таких книг, - такие слова звучат в финале оратории «История мастера». - Я вам всё о себе рассказал по порядку. Думал, так жизнь моя и пропадёт вместе со мной. А тут всё-таки кое-что останется…»

Этими словами, можно сказать, завершился и VI зимний Суриковский фестиваль искусств - традиционное ежегодное мероприятие, которое объединяет тысячи красноярцев. В дни фестиваля, который начался ещё в декабре прошлого года, горожане могли посетить спектакли, концерты, художественные выставки, познакомиться с многочисленными проектами любительского творчества и профессионального искусства. Всего в программе зимнего Суриковского фестиваля было запланировано более ста мероприятий. Только за первые две недели с начала открытия фестиваля его посетили семнадцать тысяч человек.

  • Один из главных проектов, связанных с историей, культурными традициями Красноярска, это зимний Суриковский фестиваль искусств, - говорит руководитель главного управления культуры администрации Красноярска Наталья Малащук. - Сегодня о нём уже знают за пределами региона и даже России. В этом году он объединил лучшие творческие силы города и края. Основная цель проекта - приобщение жителей Красноярска к достижениям современной культуры города, основанным на традициях культурного наследия, - реализуется через привлечение внимания к биографии и творчеству великого живописца, популяризацию классического и изобразительного искусства. Одним из самых ярких событий за эти годы стали: церемония открытия памятника Сурикову в сквере возле Покровского собора, исполнение сочинения аргентинского композитора Хорхе Боссо «Я - Суриков, русский казак». В этом масштабном музыкальном проекте приняли участие около четырёхсот музыкантов краевого центра.

Проект не стоит на месте, он развивается, используя всё новые ресурсы. Сегодня фестиваль активно использует современные IT-технологии, чтобы максимально расширить информационное поле проекта. В прошлом году по договоренности с Русским музеем Санкт-Петербурга и Сибирским федеральным университетом была открыта виртуальная выставка «Суриков и Сибирь». Также фестиваль является основой формирования «суриковского культурного маршрута», создание которого начато несколько лет назад и продолжается до сих пор. За всю историю проведения зимнего Суриковского фестиваля искусств с 2006-го по 2011 год прошло около 500 разножанровых мероприятий, которые посетили более ста тысяч человек. Пока ещё подведены только промежуточные итоги по VI фестивалю, но уже можно сказать, что только за первые две недели с начала открытия его посетили семнадцать тысяч человек.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА