Новости

Как много обликов у Сибири

Как много обликов у Сибири

Каждый пишет, как он дышит

…Василий Иванович Суриков встречает прямо у входа. Взгляд добрый, внимательный, но в месте с тем какой-то очень цепкий. В глазах вопрос: «А что вы думаете о нашей Сибири? Как её понимаете?» Большой мастер изображён на фоне стены, сложенной из золотистых кирпичиков, что представляется глубоко символичным. Ведь именно Суриков заложил первый камень в мощное здание Красноярской художественной школы.

Портрет нашего великого земляка написал Владимир Хомяк. Эта работа и открывает экспозицию «Облики Сибири», которая действует сейчас в Красноярском музейно-выставочном центре (проспект Металлургов, 13а). Выставка проходит в рамках шестого Зимнего суриковского фестиваля искусств. Авторы представленных работ - молодые талантливые художники и скульпторы, которые показывают прежде всего своё видение Сибири, огромного края, людей, живущих в нём, их характеров, их духа, прошлого и современности.

Экспозиция получилась действительно интересной. Самое главное, что она (если так можно выразиться) совершенно непоказушная. То есть авторы не создавали работы к открытию конкретной «датской» выставки, а писали и ваяли то, чем дышат.

Евгения Аблязова выросла в Енисейске с его особенной атмосферой, и на её полотнах, естественно, любимый город. Не парадный вовсе, не пафосный. Старые, покосившиеся от времени дома, облупившиеся местами стены, резные ставенки - «Морозный день в Енисейске», «Затворённое окно», «Зимнее солнце», «Июльский вечер». И (замечательная придумка устроителей выставки!) посетители словно заглядывают сквозь окошки внутрь одного из домов города, который старше Красноярска на десять лет.

Владимир Хомяк написал натюрморт «Предметы старины», её разместили среди работ енисейской художницы, и получился вот такой интересный эффект. Он, кстати, усиливается ещё и тем, что здесь же размещены настоящие старинные вещи: садовая леечка, керосиновая лампа без стекла, берестяные туеса, утюг, который полагалось «топить» углями, чайник (естественно, не электрический), ржавая уже стечка (такими в корытах рубили капусту на засолку…

Впечатляют совсем небольшие, но с огромной любовью написанные гуашью работы Елены Ильянковой: «Домик рыбака», «Шушенское». Мощно и в то же время душевно выполнен триптих уроженки Заполярья Анны Осиповой «Путь жизни»: олени, собаки, нарты, люди в кухлянках. Голубая дымка (наверное, полярная ночь уже на излёте). И отблески северного сияния (по крайней мере, так кажется).

Рядом с заполярной темой - юг. Хакасия. Её представляют экспонаты из фондов Красноярского художественного музея имени Сурикова. Это сегедек (мужская жилетка с орнаментом), расшитые кисеты, рукавицы. Совершенно потрясающие пого (женские нагрудники): здесь и бусинки, и бисер, и перламутровые пуговки.

Интересны и неожиданны работы Владимира Назаренко «Микросъёмка. Стремена. Фрагменты» из серии «Великий шёлковый путь». Мы поначалу даже не поняли, что это такое. И только потом стало понятно, что это действительно стремена, точнее, их части, снятые в определённом ракурсе. Вот, к примеру, один из снимков. Глянешь издалека - вроде бы солнышко, похожее на то, что уже несколько лет является эмблемой Дня города (автор Стас Гладченко), только лучи-лепестки не жёлтые, а красные. Приглядываешься… Ба, да это же стремя, то место, куда ставится нога! Просто сфотографировали его на алом ярком фоне.

Открыла для себя очень хорошего керамиста - Марину Ленченко. Её «Сборщик солнечного цвета», «Шамаш» (бог Солнца с четырьмя руками) несут на себе неповторимый восточный, степной колорит. Особенно запомнилась работа под названием «Последняя молитва». Перед нами - старый, но ещё сильный воин, идущий в решающий бой, понимающий, что он может не выжить, но небоящийся смерти. Марина Ленченко дополнила образ текстом последней молитвы этого человека: «…Я счастлив, что я - ВОИН, и я достоин вечной жизни!»

Вот такая выставка. Разнообразная, тёплая, удачная. Близкая каждому красноярцу. Одним словом - «Облики Сибири».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА