Новости

Первый директор

Первый директор

Становление заповедника «Столбы» связано со многими известными именами. Наверное, главное из них - Александр Леопольдович Яворский. Член географического общества, ботаник, он был первым директором первого заповедника края.

Его назначили руководителем заповедника в 1925 году. Это было идеальное сочетание: учёный-биолог и столбист с многолетним стажем - он начал ходить «в горы» с 14 лет. Именно поэтому ему удалось поладить с вольным столбистским племенем и организовать жизнь в заповеднике так, что столбисты стали опорой и помощью администрации. Конец двадцатых - начало тридцатых годов - это золотой век столбизма.

«Этот заповедник, с уверенностью могу сказать, единственный в СССР по своей оригинальности освоения человеком и его поведения там», - писал он в письме руководителю Памирской экспедиции Крыленко. Яворский записал историю создания многих столбистских избушек и стоянок, оставил интересные сведения о жизни ходивших туда компаний. Яворский описал происхождение многих названий на Столбах.

В 30-е годы Александр Леопольдович преподавал фитопатологию в лесотехническом институте, вёл ботанику в школах, с 1934 года работал в пединституте, где вскоре возглавил кафедру ботаники.

...В его автобиографии короткая запись: «1937 год. 22 сентября. Обыск и арест. КПЗ. Тюрьма». Яворского обвинили в том, что он якобы вёл антисоветскую агитацию на Столбах и готовил группу из молодых столбистов, чтобы совершать террористические акты в Москве. На следствии Яворский отказался признавать себя виновным, на угрозу следователя начать избиения замахнулся на него табуреткой. Дочь Яворского, Алевтина Александровна Павлова, вспоминала, что его не пытали, но «изматывали ночными допросами и никак не могли в чём-либо обвинить. Некоторое время допрашивали, затем отводили в камеру и, как только он засыпал, снова вызывали на допрос, и так по нескольку раз в ночь. Следователи в течение ночи меняли друг друга... На очередном допросе следователь, разнервничавшись, крикнул отцу: «Да неужели ты никогда не рассказывал контрреволюционных анекдотов?», на что отец ответил: «Да уж не помню, может, и рассказывал». На этом допрос прекратился, и больше отца не вызывали». Тройкой НКВД Красноярского края он был осуждён по ст.17, 58-8 и 58-10 УК РСФСР на 10 лет с правом переписки. Тёплых вещей передать не удалось. Зимой он прибыл на строительство Ветлага»...

Отбывая десятилетний срок в Ветлаге, Александр Леопольдович спасался от лагерной жизни тем, что писал поэму «Столбы», мысленно поднимаясь с друзьями-столбистами на любимые, известные до последней щёлки скалы. Много од складывалось о Столбах. Но эта поэма особенная. Не только своим эпическим размахом, адекватным величию самих Столбов, но историей своего появления, условиями, в которых она писалась.

Через 10 лет он вернулся. В тяжёлых деревянных ящиках были картины из листьев, тетради стихов, книга собранных за это время песен о ямщиках. А в начале 1949-го его арестовали снова. С открытой формой туберкулёза, полученного в тюрьме, был направлен в новый район административной ссылки - Сухобузимо, совхоз «Таёжный» Норилькомбината. Вновь работа, но связанная с профессией, - селекция картофеля, который можно было вырастить и успеть доставить за навигацию на Север. Рядом сторожами его опытного поля работали бывший полковник, известный поэт-переводчик с древнекитайского...

Пенсионером он продолжал писать стихи, создавал картины, участвовал в выставках в Красноярске, Москве, Ленинграде, его работы побывал в Брюсселе и Париже. С 1968 года начал собирать экслибрисы - в коллекции было более четырёх тысяч. Продолжал учёные изыскания в пединституте, вёл раздел «Грибы» в ежегоднике «Флора и фауна». Собирал материалы по истории Красноярска и Сибири, сдавал их в архив и музей. Разыскал множество безымянных могил декабристов в Красноярске, собрал сведения о каждом и там, где были полусгнившие деревянные кресты, укрепил заказанные на свои деньги таблички. В период сноса «деревянного Красноярска» Александр Леопольдович фотографировал самые интересные старые дома и описывал историю их владельцев. В архивном наследии Яворского - хронологическая летопись Красноярска, составленная на основе документов, воспоминаний старожилов и личных впечатлений, воспоминания о В. И. Сурикове, Д. И. Каратанове, первом директоре краеведческого музея А. Я. Тугаринове и многих других людях науки и искусства Сибири.

Умер Александр Леопольдович в Благовещение 7 апреля 1977 года.

По материалам Интернет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА