Новости

Радуга над Предмостной

Радуга над Предмостной

Мастер и его ученики

В ночь перед открытием выставки в зале Красноярского отделения Российской академии художеств были вывешены последние работы мастера: три больших живописных полотна. Они были ещё сырые, пахли краской, но ярким солнцем просияли в полуночи. Древняя кабардинская земля, купающаяся то в тёплой чёрной ночи, то в золотисто-оранжевом солнце Северного Кавказа, и вечные её сюжеты: женщины с кувшинами у ручья, льющиеся разговоры и льющиеся мелодии...

Картины эти вывешивал сам автор - известный российский график, народный художник России Герман Паштов со своим учеником Сергеем Тимоховым. Выставка на Предмостной посвящена 70-летию Германа Паштова и 50-летию творческой его деятельности, и называется она: «Герман Паштов и его ученики».

Живописные работы мастера ещё раз подтвердили, сколь многообразен талант этого большого художника, как он умеет радовать новыми творческими находками. Кстати, на открытии выставки взоры многих будут невольно обращаться к этой стене с тремя живописными работами, повешенным самыми последними, к их теплу и свету. И тонкий ценитель живописи - вице-президент Российской академии художеств, Анатолий Павлович Левитин, любуясь этими работами, выскажет, пожалуй, самую высокую похвалу: «Какая гармония!» А гармония, как известно, это и есть настоящее искусство.

На своей юбилейной персональной выставке половину площадей он отдал своим ученикам, вместе с которым создал единственную в России, первую в её истории студию ксилографии, которая объединяет графиков от берегов Балтики до берегов Тихого океана.

Уникален мастер, уникальна студия, уникальна и эта выставка, где что ни работа самого мастера, то образец самой разнообразной техники исполнения. Гравюр из серии «Венеция», выполненных в технике цветной обрезной ксилографии (то есть на дереве, распиленном вдоль волокон), к сожалению, на выставке немного. Но недавно молодая красноярская галерея АйнАрта представила этот цикл целиком на выставке «Прогулка по Венеции». Она омыла сердца зрителей юношески романтическим взглядом автора на будничный мир: с полощущимся на ветру бельём, со стремительными итальянскими гондолами, с беспечными гондольерами и с духом Данте и его героев, парящих над вечными водами Венеции. Очень хорошо сказала об этих паштовских работах хозяйка галереи и устроительница этой выставки Ирина Гершман: «Его профессионализм я бы сравнила с радугой. Она ведь и прекрасна тем, что представляет собой совокупность цветов, а не красный, оранжевый, синий по отдельности...» Юбилейная выставка «Паштов и его ученики» и вправду раскинулась эдакой радугой-дугой на Предмостной площади.

Более сорока учеников художника представили свои работы на выставке. Надо сказать, что каждый из учеников индивидуален и неповторим. Здесь нет слепого подражания учителю, а есть лишь следование ему в творческом порыве, в поиске тем и технических средств, в жизнеутверждающем взгляде на этот мир. Например, член Союза художников России Сергей Тимохов показал свою Венецию, в той же технике обрезной ксилографии, но совсем непохожую на паштовскую - иную: столь апокалиптически опасно кружится она в своём неудержимом карнавальном вихре. Наталья Мурина удивила красивым мудрым библейским сюжетом «Гостеприимство Авраама». А Андрей Машанов из Омска в своей серии «Достань звёздочку» порадовал органичным соединением офорта с акварелью.

Показывая работы своих учеников, Герман Суфадинович искренне радуется:

- Посмотрите на «Мой дом» Лены Фёдоровой, на её баньку, на букеты цветов, выращенных её руками! Всего-навсего чёрно-белая обрезная ксилография, а ощущение такое, будто русской чернью прошлись по серебру! А гляньте на работы якутских мастеров, здесь уже свои герои со своими национальными традициями...

Только настоящий педагог может так радоваться работам своих учеников.

Есть у Германа Суфадиновича любимый ученик, о котором надо сказать особо. Это его сын Алим, который взял псевдоним, в котором соединилось два кабардинских рода: отцовский род Паштовых и материнский род Хановых. Выпускник нашего художественного института и творческой мастерской графики РАХ стал Алимом Пашт-Ханом. Получив дополнительное образование в Германии, он вышел в число интереснейших художников-экспериментаторов Европы. На выставке представил серию из трёх работ «Лава» в технике цветной автолитографии и уникальной технике, в которой соединились рисунок, уголь, пластик и битум.

- Возился с ним меньше, чем с остальными, - говорит Герман Суфадинович. - Алим как-то быстро встал на ноги, не зря в школьном сочинении написал однажды: «Моя Родина - мастерская», встал и пошёл своим путём...

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА