Новости

Кто создаёт хаос

Кто создаёт хаос

Темперамент - враг безопасности

Когда Ирина Михайловна в возрасте пятидесяти семи лет впервые робко села за руль, мнения по поводу этого события в её семье кардинально разошлись. Дочь сказала, что гордится мамой и советует ей практиковаться в навыках вождения как можно чаще, муж объявил, что вот из-за таких «куриц» у нас на дорогах пробки и аварии. Три небольших ДТП подряд привели женщину в панику. Дочь советовала не отчаиваться и больше тренироваться, супруг ликовал: «Я же говорил, что тебе нельзя водить машину, ты необучаема».

Каждый год на красноярские дороги выезжают десять тысяч новичков. Количество желающих научиться вождению и приобрести собственный автомобиль постоянно растёт. Но, судя по количеству и степени тяжести аварий, освоить искусство вождения дано далеко не всем. А может быть, кому-то и вовсе следует отказаться от этой мечты и спокойно ездить на общественном транспорте? Всех ли можно научить управлять автомобилем и хорошо ориентироваться в дорожном потоке - такой вопрос мы задали нашим экспертам.

Старший инструктор краевой автошколы «Движение» Евгений Ведерников отвечает, что научить управлять автомобилем можно в принципе всех.

- В автошколы люди зачастую приходят с огромным желанием, - рассказывает Евгений Викторович. - Но есть те, кому способность управлять автомобилем, что называется, дана от рождения, они психологически готовы к этому. Но немало курсантов, которые всего достигают упорным трудом, многократной отработкой навыков и маневров.

Назвать самую труднообучаемую категорию будущих водителей инструктор затруднился. Объяснил, что обучаются все в меру своих способностей. Но всё же отметил, что навыки вождения на практике тяжелее даются женщинам в возрастной категории от сорока до пятидесяти лет. Хотя один безнадёжный случай в его практике был. Водительские курсы посещала женщина 1945 года рождения. Она была одним из самых лучших учеников - ни одного пропуска, откатала 80 часов вождения, но сдать экзамены так и не смогла.

В обязанности хорошего инструктора входит не только научить управлять курсанта техническим средством, но помочь побороть страх.

- Основные проблемы у новичков связаны с невнимательностью: они не видят пешеходов, знаки, боятся перестраиваться в потоке, забывают включать сигналы поворотов, - говорит Евгений Ведерников. - Но со временем с отработкой навыков страх проходит.

Врач-психотерапевт и водитель с десятилетним стажем Наталья Комарова считает, что, если страх слишком велик, имеет смысл перед вождением проработать его со специалистом. По её мнению, за руль нужно садиться в уверенном и адекватном состоянии.

- На мой взгляд, процедуру выдачи водительских удостоверений следовало бы ужесточить, - считает Наталья Владимировна. - На сегодняшний день абсолютными противопоказаниями являются хронические психические расстройства, эпилептическая болезнь. При таких диагнозах однозначно нельзя управлять автомобилем. Но есть люди здоровые, но определённого психологического склада, при котором тоже лучше не садиться за руль.

Наталья Комарова поясняет, что, например, водители с взрывным темпераментом могут неадекватно вести себя в пробке. Неуравновешенные люди способны освоить управление транспортным средством, но вот ответственными и дисциплинированным участниками дорожного движения станут вряд ли.

Вождение транспортного средства требует от человека внимательности, собранности, организованности. А эти качества присущи, к сожалению, не всем. Не стоит винить в высокой аварийности на дорогах начинающих водителей. Растерянные новички не становятся виновниками страшных ДТП, когда в груду железа превращается несколько машин. А вот водители со стажем, позволяющие себе садиться за руль в нетрезвом состоянии и ехать по встречке, - регулярно. Сегодня психологи могут выявить у человека склонность к нарушению правил и запретов. Любых, не только дорожного движения. Существуют специальные методы диагностики, позволяющие определять это достаточно точно. Однако вряд ли в ближайшее время работа с подобными тестами станет обязательным условием прохождения медкомиссии. Здесь встаёт серьёзный правовой вопрос. Тесты определяют склонность, однако не факт, что человек обязательно нарушит запрет. Поэтому если говорить об обязательной диагностике такого рода, то это уже ограничение в правах.

Печально, что дорога становится для многих способом самоутвердиться, каждый считает, что преимущество, несмотря на правила, у него.

Начальник отдела ГИБДД межмуниципального управления МВД «Красноярское» Андрей Маерчук рассказывает, что чаще всего в серьёзные ДТП попадают водители в возрасте 25-30 лет, с опытом вождения до пяти лет. Виновники аварий условно делятся на две основные группы по стилю вождения. Первые предпочитают управлять автомобилем агрессивно. Такие водители, нарушая правила, резко перестраиваются из ряда в ряд, подрезают других, обгоняют. На дороге они создают хаос и нервозность, что влияет и на других, более дисциплинированных водителей. Агрессия плюс чрезмерная самоуверенность в условиях дорожного потока - страшное дело.

Кроме того, в аварии часто попадают рассеянные водители. Такие люди не умеют концентрироваться, держать контроль над ситуацией. Они нарушают правила, не думая, надеясь, что повезёт. Водители этой категории не самоуверенные, а скорее бестолковые.

Научить управлять транспортным средством, соглашаются наши эксперты, можно практически каждого, вот только культура поведения в человеке либо есть, либо отсутствует напрочь.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА