Новости

Мы летим, ковыляя?

Мы летим, ковыляя?

В крае озаботились подготовкой лётного состава

Уже в Древней Греции люди начали мечтать о том, чтобы летать как птицы — стоит вспомнить миф о Дедале и Икаре. Но в полной мере реализовать свою задумку человечеству удалось только в конце XIX века, когда пытливые умы человечества изобрели первые самолёты. Вместе с ними появились и пилоты — бесстрашные люди, рискнувшие стать первооткрывателями неба: Александр Можайский, братья Райт, Отто Лилиенталь…

Сегодня профессия лётчика стоит в ряду других опасных профессий, видимо, потому, что воздушный транспорт кажется нам не слишком надёжным. Но этот стереотип не имеет фактического обоснования. По статистике, в автомобильных и железнодорожных авариях, а также на морских судах гибнет больше людей, чем при авиакатастрофах. Как оказывается, дело здесь в психологическом восприятии. Пассажир ощущает себя в воздухе полностью беспомощным, поскольку вынужден доверять свою сохранность другим — пилоту и его команде, в то время как на суше или на море он знает, что в случае чрезвычайной ситуации способен сам бороться за жизнь. В связи с этим вопрос о профессионализме и квалификации лётного состава тревожит людей всякий раз, когда они поднимаются на борт воздушного судна или провожают своих родных в авиарейс.

В нашей стране пилотов гражданской авиации готовят всего лишь два учебных заведения: Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Ежегодно они выпускают чуть более 300 лётчиков (в восемь с лишним раз меньше, чем во времена СССР), и этого количества не хватает, чтобы покрыть существующие потребности авиакомпаний. Проблема касается и нашего края, где зимой единственная связь с севером осуществляется исключительно воздушными сообщениями. Неоднократно региональные авиапредприятия говорили об этом, но всерьёз заниматься вопросом начали только сейчас.

На последнем заседании рабочей группы по развитию малой авиации под руководством главы министерства промышленности и энергетики правительства края Дениса Пашкова было принято решение о разработке долгосрочной целевой программы по модернизации системы подготовки лётных кадров.

Ожидается, что уже в середине февраля специалисты минобразования и минпромэнерго предложат конкретные меры, нацеленные на расширение возможностей профподготовки лётчиков, организацию на базе средних и высших образовательных учреждений, заведений допобразования специализированных учебных курсов.

— Сегодня такая программа краю необходима, — заявил Денис Пашков. — Мы планируем провести заседание совета безопасности при правительстве региона, где рассмотрим проекты законов, касающиеся малой авиации. Проведение заседания совбеза запланировано на ближайшее время.

Подобное стремление властей морально окрыляет как авиапредприятия, так и существующие в Красноярске учебные заведения, связанные с подготовкой специалистов гражданской авиации.

— В регионе существует проблема с нехваткой лётных кадров, и отрадно, что региональное правительство уделяет проблеме должное внимание, — рассказывает директор ФГБОУ ВПО “Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации” Виктор Девотчак. — В Красноярске, к сожалению, пока не готовят пилотов. У нас открыты направления по специальностям: “техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования”, “управление движением воздушного транспорта”, “обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами”, “организация перевозок и управление на транспорте” и некоторым другим. Университет прилагает все усилия для организации подготовки пилотов на базе Красноярского филиала с этого года. Если мы получим возможность выпускать лётчиков, то это будет большим завоеванием для края.

Однако, по словам Виктора Владимировича, подготовка лётных кадров — достаточно затратный и трудоёмкий процесс. Он требует больших усилий, поскольку для организации технической базы, оснащения образовательного учреждения соответствующими учебными тренажёрами и воздушными судами, необходимо немало денежных средств.

— До того, как пилот попадает на тренажёр, он должен получить базовое образование по своей специальности, затем изучить всю матчасть самолёта, все принципы полёта, построения, работу навигационного оборудования и многое другое, — поясняет директор. — После этого он должен получить базовое образование по своей специальности. Сегодня, к примеру, жёсткие требования по знанию пилотами английского языка, потому что для выполнения международных полётов необходимо уметь общаться на нём как на своём родном. Отлетав на тренажёре, пилот получает допуск к полёту на однодвигательном воздушном судне. Затем после налёта определённого количества часов на данном судне проходит дальнейшую подготовку по всем этапам для двухдвигательного воздушного судна. И всё это очень большие деньги.

Но лётчики говорят, что, даже закончив училище, они не прекращают своё обучение — оно продолжается всю жизнь. Ведь с течением времени меняются типы воздушных судов, маршруты, регламенты и правила. Например, одним из последствий вступления России во Всемирную торговую организацию должны стать изменения в логистике, и это, возможно, перестроит всю отечественную систему воздушных транспортных перевозок. Переподготовкой лётчиков, скорее всего, займутся те же училища, из которых они выпускались.

— Переобучению, безусловно, намного лучше поддаются молодые пилоты, — говорит председатель Красноярской территориальной организации Общероссийского профсоюза авиационных работников Татьяна Орлова. — Вместе с тем сегодня наблюдается не только проблема нехватки лётных кадров, но и их старение. Нельзя сказать, что ребятишки не хотят идти в пилоты. Романтика полётов как и прежде сохраняется. Но в высших учебных заведениях страны, осуществляющих подготовку лётчиков, недостаточно бюджетных мест. Да и не маловажную роль играет здоровье учащихся. Требования к абитуриентам предъявляются жёсткие, поэтому из пяти человек медкомиссию проходит, как правило, только один.

Некоторые лётчики считают, что кадровый голод могло бы преодолеть развитие любительской авиации. Однако для этого необходима государственная поддержка.

— Весь прогрессивный мир развивает малую авиацию, — рассказывает пилот Красноярского авиационно-спортивного клуба Александр Решетников. — Сначала курсанты проходят лётные курсы, затем получают лицензию на перевозку малых грузов. Отлетав положенное количество часов, повышают свою квалификацию, и им выдают разрешение на управление другими типами самолётов. В Америке, к примеру, умеют управлять воздушными судами 250 тысяч человек. Для сравнения: в России их меньше десяти тысяч.

Но справедливости ради нужно сказать, что развитие частной авиации среди населения напрямую зависит от благосостояния граждан. Сегодня в Красноярском крае один лётный час стоит 15 тысяч рублей. Не каждый может себе такое позволить. Поэтому если и осуществлять поддержку в данном направлении, то с условием, что окончившие курсы пилоты будут работать в авиации. Пока что красноярцы-любители, которые платят за подготовку и пилотирование на Ан-2 (есть такие), делают это не в профессиональных целях, а для себя, поскольку, по их признанию, влюблены в небо. Однако для общей пользы лучше, чтобы эта любовь не была лёгким флиртом: такие отношения стоит строить всерьёз и надолго.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА