Новости

Флаги навигации — поднять!

Флаги навигации — поднять!

Красноярскому детскому речному пароходству исполняется 35 лет

_Суровые будни матроса не пугают мальчишек. С интересом изучая устройство судов и двигателей внутреннего сгорания, правила плавания, они затем с удовольствием теоретические знания применяют на практике во время навигации. Многие воспитанники детского речного пароходства посвящают свою жизнь флоту. _

Решение о создании в Красноярске детского речного пароходства было принято Советом Министров РСФСР по инициативе начальника Енисейского речного пароходства С. И.Фомина и руководства края. Его организация была поручена капитану-наставнику А. И. Жуковичу. На 1977 год было предусмотрено и финансирование детского пароходства в размере 60 тысяч рублей.

В том же году ему были переданы теплоход “Красноярский рабочий” — в качестве учебной базы и пассажирский теплоход “ВТ-73” — для плавательской практики. Теплоход “Красноярский рабочий” был установлен на постоянную стоянку у острова Отдыха.

10 октября 1977 года у входа в свердловский Дом пионеров зазвучал колокол, 100 ребят построились в линейку. Капитан теплохода “ВТ-73” А. А. Осипов доложил начальнику детского пароходства, бывшему капитану-наставнику А. И. Жуковичу, что курсанты готовы к началу занятий. Начальник детского пароходства поздравил ребят, пожелал им отличной учебы и успешного освоения речных профессий. Так начался первый день занятий.

В навигацию 1978 года штаб детского пароходства находился на теплоходе “Красноярский рабочий”, а к началу 1978/79 учебного года было выделено новое помещение по проспекту имени газеты “Красноярский рабочий”, 115а. Осенью 1978-го детскому пароходству был передан ещё один пассажирский теплоход — “ВТ-72”.

Перед началом каждого учебного года около детского пароходства проходило построение учащихся, и ветераны флота поздравляли их с началом нового учебного года. Первокурсников знакомили с распорядком и с расписанием занятий. Занимались ребята два года, после чего выпускникам выдавалось удостоверение об окончании учебы в детском пароходстве, которое давало право работать на судах в качестве рулевого-моториста. А те, ктo желал поступить в Красноярское речное училище, занимались на подготовительных курсах ещё один год.

В детском пароходстве была разработана программа теоретических занятий: ребята изучали устройство судов и двигателей внутреннего сгорания, общую лоцию, правила плавания, судовождение, такелажное дело, флажный семафор. Каждому воспитаннику пароходства выдавался дневник, в котором преподаватель отмечал время, когда учащийся пришёл на занятия, когда ушёл. Выставлялись оценки по всем предметам, чтобы родители знали, когда их ребёнок был на занятиях и как он учится. Избирался совет юных водников, который помогал держать дисциплину. И был стыд и позор тому, у кого в дневнике появлялась двойка по занятиям в детском пароходстве или в школе за четверть. Совет юных водников вызывал их к себе на ковер и выносил общественное порицание, а то и хуже — мог предложить начальнику детского пароходства исключить неуспевающего.

Теоретические занятия проводились с 1 октября до начала весенних каникул в школе. Помимо обязательных занятий при детском па­роходстве работали кружки: судомодельный, радиотехнический, судовых работ, фотокружок. Имелся свой духовой оркестр. В весенние каникулы все учащиеся, окончившие год с положительными оценками в пароходстве и в школе, получали бесплатно флотскую форменную одежду. После этого начиналась подготовка к принятию клятвы. Посвящение учащихся в юные водники проводилось в день рождения В. И. Ленина — 22 апреля. У “Вечного огня” собирались учащиеся, их родители, ветераны флота и Великой Отечественной войны. У возвышенности, на которой горел огонь, стояли три стола, на них лежали флотские воротники. Ребята давали клятву и получали воротнички.

Первого июня на Енисее открывалась детская навигация. Принима­лись рапорты о готовности флота и курсантов, звучала команда: “Флаги навигации — поднять!” Курсанты уходили в первый ознакомительный рейс, длился он два-три часа. Затем издавался приказ о комплектовании экипажей судов и подготовке к походу.

Всего за навигацию суда детского речного пароходства совершали три совместных похода продолжительностью 15 суток и проходили за это время более двух тысяч километров. Ребята успевали бывать матросами, рулевыми, мотористами. Каждая вахта жила в отдельном кубрике, за ней закреплялся мастер производственного обучения.

Во время рейса учащиеся посещали транспортные суда, где знакомились с бытом и жизнью экипажей, заходили в Павловскую и Кононовскую ремонтные базы. В Подтёсово посещали завод, знакомились с работой цехов, встречались с лучшими производствениками, ветеранами войны, посещали художественную выставку в Доме культуры, возлагали цветы к памятнику речникам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В рейсе был особо запоминающийся день — встреча с владыкой моря Нептуном, посвя­щение в моряки.

Заезжали юные речники в гости к сверстникам в пионерский лагерь, расположенный в Есаульском бору. Там проводили спортивные соревнования, организовывали выступления участников художественной самодеятельности, разжигали костёр дружбы. Долго в пионерлагерях, которые посещали юные водники, вспоминали эти встречи, и может, втайне завидовали мальчишкам с флотскими “во­ротничками”. Интересен был отдых и на зелёных стоянках. Немного утомившись от качки, так здорово подать швартовый, сбежать на берег, провести соревнования с командой второго теплохода по футболу, волейболу, ориентированию на местности, по гребле в шлюпках, заняться рыбалкой. Всю ночь потом горели костры, звучали песни.

Незаметно проходили отведённые на рейс дни. Корабли приближались к борту “Красноярского рабочего”, на палубе которого юных речников с нетерпением ждали родители, братишки и сестрёнки. Команды выстраивались на палубе. Отдавался рапорт об окончании рейса. Учащиеся второго курса, успешно прошедшие практику, получали документ — свидетельство об окончании детского пароходства. Отличникам вручались почётные грамоты, а их родителям — благодарственные письма. Так заканчивался каждый рейс.

В начальный период становления детского речного пароходства много сил и энергии в процесс организации обучения и практики вложил бывший капитан П. В. Петров, а в организацию культурно-массовой и воспитательной работы — Л. М. Большакова. Всеми торжественными построениями, строевой подготовкой, греблей на ялах руководил бывший морской офицер М. Б. Капсудин, он же вёл занятия по флажному семафору и такелажному делу. Необходимо отметить хорошую работу пришедших позднее в детское пароходство бывших капитанов В. В. Сивова, В. К. Гамолина, который в 1987 году был назначен начальником детского пароходства и возглавляет его до сих пор. В настоящее время включено в состав красноярского центра путешественников с обновленным названием: Красноярское детское речное пароходство имени А. И. Жуковича.





НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА