Новости

А что делать с бомбилой?

А что делать с бомбилой?

За нелегальный извоз грозит штраф

Из пяти тысяч автомобилей, которые, согласно официальной статистике, осуществляют таксомоторную деятельность в Красноярске, только половина имеют разрешение на перевозку пассажиров. Закон, обязывающий таксистов обзаводиться лицензией на свою работу, действует уже более пяти месяцев, однако автовладельцы не торопятся получать заветный зелёный сигнал, чтобы продолжать возить пассажиров по красноярским улицам и проспектам.

По словам главного специалиста отдела транспорта министерства транспорта Красноярского края Виталия Гуркаева, на сегодняшний день заниматься частным извозом получили право 2 665 автомобилей. Ещё 130 заявлений находится на рассмотрении сотрудников регионального правительства.

- В соответствии с законодательством мы выдаём разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с сентября прошлого года, - рассказывает Виталий Гуркаев. - Основной пик подачи заявлений пришёлся на декабрь. Так, за период с сентябрь по октябрь принято документов на 120 разрешений, в ноябре - на 807, а за три недели декабря специалисты министерства обработали более тысячи заявлений.

Несмотря на то, что краевой центр лидирует среди всех территорий края по числу таксистов, по количеству лицензированных извозчиков Красноярск значительно уступает многим районам региона. «Из общего количества поданных заявлений доля перевозчиков краевой столицы составляет не более 30 процентов, - отмечает главный специалист регионального министерства транспорта. - Активно получают разрешения западная группа районов, Норильск. В отстающих - Красноярск, а также Енисейский, Северо-Енисейский и Мотыгинский районы».

Напомним, согласно новому закону, у легального перевозчика должен быть опознавательный фонарь оранжевого цвета, шашечка, таксометр, визитки водителя. Машина должна проходить техосмотр не реже, чем раз в полгода. Жёсткие требование предъявляются не только к машине, но и к водителю.

Он должен иметь общий водительский стаж не менее пяти лет либо специализированный стаж не менее трёх лет. Также водитель по правилам обязан проходить утренний медосмотр. Разрешительный документ, выдаваемый на пять лет, должен находиться в салоне авто и предъявляться по требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД. Закон неумолим: если не можешь соответствовать предъявляемым требованиям - уйди с рынка, и через суд можно аннулировать лицензию нерадивого коммерсанта.

Но, как показывает практика, остаться без работы красноярские таксисты не боятся, а потому многие из них требование закона игнорируют. Более того, извозчиков ничуть не пугает, что, во-первых, с 2012 года выдача лицензий стала платной (в ближайшее время краевым правительством будет установлена стоимость получения разрешения), а во-вторых, за отсутствие заветной бумажки положен немалый штраф.

По количеству лицензированных такси Красноярск находится в аутсайдерах. Из двух с половиной тысяч автовладельцев, имеющих разрешение на частный извоз, только 30 процентов работают в краевом центре.

- А что мне штрафы, - говорит водитель с пятилетним стажем Николай. - Я работаю сам на себя. Стою на обочине. Клиент подходит, садится, я его везу к месту. Так что бомбил и буду бомбить. Это мой единственный заработок. Наказание? А какое может быть мне наказание? У меня же нет на машине шашечки, никаких вывесок, надписей, что такси.

И если следовать букве закона, то Николай в своих суждениях не далёк от истины. Краевой минтранс только выдаёт разрешительные документы тем автовладельцам, которые хотят узаконить свой бизнес. Далее чиновники следят, чтобы фирмы, получившие лицензии, действовали в рамках закона. Ни о какой борьбе с бомбилами в данном случае речь не идёт - это не полномочия властных структур. Выявлять и наказывать нелегальных извозчиков должны сотрудники правоохранительных органов. В Кодекс об административных правонарушениях уже внесены поправки, вводящие систему штрафных санкций к нерадивым перевозчикам.

- С 1 января 2012 года вводится ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа в виде административного штрафа, - так прокомментировал федеральным СМИ поправки в КоАП заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России генерал-майор полиции Владимир Кузин. - Его размер от одной до пяти тысяч рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.

Также с нового года вводится ответственность за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы. За это нарушение предусмотрен штраф: с граждан - две с половиной тысячи рублей, с должностных лиц - 20 тысяч рублей, с юридических лиц - 500 тысяч рублей. «При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации, а незаконно установленный фонарь конфискуется, - подчеркнул Кузин. - За управление таким транспортным средством водителю грозит штраф пять тысяч рублей».

Говоря о наказаниях для нелегальных извозчиков, необходимо сделать одну оговорку. Сотрудники Госавтоиспекции имеют право остановить для проверки наличия лицензии только ту машину, у которой есть опознавательный знак такси. Если же авто стоит, к примеру на остановке, без каких-либо опознавательных знаков, то извозчик не рассматривается как частный извозчик. Максимум, что здесь может сделать инспектор ДПС, это проверить у водителя документы и оштрафовать за неправильную парковку.

К слову, и в отношении штрафов для таксистов не всё так гладко. «И штрафы есть, и поправки в Кодекс об административных правонарушениях вступили в силу с первого января этого года, - говорит Марина Коваленко, инспектор по пропаганде ОГИБДД межмуниципального управления МВД России «Красноярское». - Однако применять эти санкции к нарушителям мы сможем только тогда, когда соответствующие поправки будут внесены в правила дорожного движения».

В необходимости закона о такси сегодня не сомневается никто: ни власти, ни сами частные извозчики, ни простые горожане. Ведь цель документа благая - привести рынок услуг такси в цивилизованное русло. Авторы инициативы на всевозможных трибунах подчёркивают: пассажир, платя собственноручно заработанные деньги за услугу, должен быть уверен, что он в целости и сохранности, а также в комфорте доберётся до пункта назначения. Вот только многочисленные оговорки к закону сводят все позитивные движения власти и бизнеса на нет.

Таким образом, по сути, закон о лицензировании такси на изменение ситуации с нелегальным извозом никак не повлиял. Выбор по-прежнему остаётся за рядовым пассажиром: либо сесть в машину без опознавательных знаков и подвергнуть себя определённому риску, либо предпочесть водителя из официально зарегистрированной таксофирмы.

В прошлом году руководители нескольких красноярских таксомоторных компаний написали открытое письмо в Законодательное собрание края. В своём обращении предприниматели попросили ввести штраф для диспетчеров, заключающих договоры с нелицензированными такси, а также предлагали обязать перевозчиков выкрасить кузов автомобилей в единую цветовую гамму. Бизнесмены тогда прямо заявили: если этого не сделать, то закон окажется бесполезным. Те перевозчики, которые не захотят оформить лицензию, просто-напросто уйдут в тень.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА