Новости

Нам нужна новая кровь

Нам нужна новая кровь

Российской науке поставили омолаживающую сыворотку

_Полетит ли человек на другие планеты? Смогут ли медики искусственно «выращивать» органы для трансплантации? Когда выхлопы автомобилей престанут отравлять атмосферу Земли, а с лица нашей планеты исчезнуть свалки? Перед человечеством стоит множество глобальных вопросов и проблем, которые предстоит решить. Но абсолютно очевидно, что способны это сделать самые умные и образованные среди землян, то есть учёные. _

Наукоёмкое производство - одно из требований времени. Только страны, где в авангарде стоит наука, смогут стать передовыми на мировой арене. Когда-то Россия, точнее СССР, была такой страной, но в конце XX века эту позицию начали сдавать. Красноярск по праву всегда считался одним из самых продвинутых городов в сфере образования и науки. Множество вузов, исследовательских институтов, лабораторий… Поэтому особых проблем с кадрами для науки в советское время не стояло: их готовили на месте. С началом перестройки целая плеяда выдающихся умов региона оказалась не у дел. Государство перестало финансировать научные изыскания, работы у научных сотрудников не стало, и многие из них утекли за границу, где продолжили творить в уже более комфортных условиях. Другие, не захотевшие покинуть Родину, попросту ушли в иные сферы деятельности, открыв свои фирмы и предприятия. Там они стали применять свои научные знания и опыт, чтобы заработать на жизнь. Со слов выдающегося учёного, академика Сергея Капицы, сегодня из преподавательского состава вузов НИИ выпало целое поколение. «Сегодня не отцы учат детей, а деды внуков», - констатировал печальный факт Капица.

То, что из-за хронического недофинансирования науки в постсоветский период старая система воспроизводства научных кадров стала неэффективной, а молодёжь потеряла интерес к науке, признали и на государственном уровне.

В 1990-2005 годах общее число людей, которые занимались в России исследованиями и разработками, снизилось на 58 процентов. В целом наука по сравнению советским временем потеряла более миллиона человек. Понятно, что научной отрасли, в том числе и кадровой политике, необходимо не просто лечение, а срочная реанимация. В 2008-м была принята Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», которая рассчитана до 2013 года и призвана увеличить число молодых учёных и поспособствовать закреплению российской молодёжи в сфере науки и образования. Общий объём финансирования - более 90 млрд рублей, в том числе более 80 млрд рублей - за счёт федерального бюджета. Среди задач: создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; стимулирование притока молодёжи в науку, образование и высокие технологии и её закрепления в этой сфере; формирование механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Как отмечают представители Минобрнауки, программа позволит к концу 2013 года достичь неплохих результатов. Среди ожиданий: средний возраст исследователей снизится на 3-4 года, доля исследователей высшей квалификации вырастет на 2-4 процента, а профессорско-преподавательского состава высшей квалификации - на 4-6 процентов.

Одним из участников федеральной программы стал Сибирский государственный аэрокосмический университет, который уделяет науке большое внимание.

  • Научные исследования в СибГАУ связаны с авиационной, ракетно-космической и телекоммуникационной отраслями, - поясняет начальник научно-исследовательского управлении СибГАУ Павел Зеленков. - Не только преподаватели, но и студенты активно включены в различные разработки как прикладной, так и фундаментальной науки. Оттачивают свои теоретические знания ребята на заводе «Красмаш» и на железногорском предприятии «Информационные спутниковые системы». Крепкие и постоянные связи у нас и с Красноярским научным центром, в том числе институтами физики и биофизики.

Надо отметить, что наукоёмкие внедренческие фирмы и предприятия интегрированы в единую инновационную инфраструктуру СибГАУ - их около десятка. Также в университете работают 14 студенческих инновационных структур. Например: конструкторские бюро «Малые космические аппараты», «Технолог, «Агрегаты энергодвигательных установок», Молодёжная экспериментальная лаборатория летательных аппаратов» и другие.

Движущей силой научного процесса как в СибГАУ, так и в других вузах является преподавательский состав учебного заведения. Чтобы простимулировать преподавателей энергичнее заниматься научной деятельностью, в конце прошлого года был принят закон Красноярского края, согласно которому профессора региональных институтов и университетов будут получать дополнительные выплаты за активный вклад в науку. Доплату в 30 тысяч рублей станут получать действующие преподаватели вузов, имеющие степень доктора наук, являющиеся заслуженными деятелями в своей области или получившие в своё время Государственную премию СССР или РФ. Для этого в бюджете уже предусмотрено около 40 миллионов рублей. Со слов министра образования края Вячеслава Башева, получать этот бонус к заработной плате будут более ста человек. «Я хочу отметить, что это не социальная выплата, а доплата за активную работу научных сотрудников»,- отметил Башев.

Но воспитывать потенциальных учёных нужно с ученической скамьи, считает президент Сибирского отделения Российской академии образования Анатолий Таюрский. С каким знаниями и умениями будут выходить из стен общеобразовательных учреждений наши дети, зависит в том числе и будущее науки.

  • Необходим комплексный подход к образованию и воспитанию подрастающего поколения: стержень должен идти от детского сада, школы и до вуза, - говорит Анатолий Таюрский. - Качество образования, как ни грустно это признавать, в последние годы снизилось, причём на всех уровнях. Мы стараемся делать всё возможное, чтобы вернуть нашему образованию былые позиции. Сибирское отделение Российской академии образования является учредителем Красноярского филиала Университета Российской академии образования. Нам удалось объединить учёных Сибирского и Дальневосточного округов. Здесь самый высокий состав профессорского и преподавательского состава и, соответственно, очень высокий уровень образования. Одна из задач наших учёных - разработка новых методик, учебников, которыми могли бы пользоваться педагоги, а также повышение квалификации преподавателей. Наша деятельность направлена на решение актуальных проблем современного этапа модернизации образования за счёт получения новых знаний в педагогике, психологии, социологии, экономике, праве, управлении образованием.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА