Новости

Наш хрупкий мегаполис

Наш хрупкий мегаполис

Директор Красноярского КГБУ «Институт муниципального развития» Алексей МенщиковБольшие города первыми пострадают от общественных потрясений

Город часто выступает в роли локомотива всех происходящих в стране изменений. Здесь живут наиболее активные и прогрессивно настроенные граждане. Впрочем, как говорят аналитики, мегаполисы же в первую очередь и страдают от чрезмерных потрясений общества. О том, какие угрозы могут принести социально-политические перемены городу и как их избежать или нивелировать, мы разговариваем с директором Красноярского краевого государственного бюджетного учреждения «Институт муниципального развития» Алексеем МЕНЩИКОВЫМ.

- Алексей Анатольевич, можно ли сказать, что сегодня мы живём совершенно в другом городе, нежели несколько лет назад? Что изменилось в общей структуре мегаполисов России?

  • Города, как все живые организмы, в течение определённого времени меняются, трансформируются. Существует несколько разных Красноярсков - 17-го, 18-го, 19-го, 20-го и 21 веков. Каждый новый век формирует совершенно иной город. В чём разница между структурами мегаполисов разных времён? Например, Красноярск 20-го века формировался по классической схеме создания крупных городов того времени. Сначала создавалось производство, затем привозили людей, которые будут на нём работать, и только после этого развивали инфраструктуру для этих работников. Нетрудно догадаться - когда на первом месте в системе приоритетов стоит производственный план, то и города строятся на тех местах, где промышленность станет наиболее эффективной. Например, Железногорск появился недалеко от краевого центра потому, что стране необходимо было создавать атомное оружие, а для этого требовалось большое количество проточной воды - наш Енисей и подземные скальные выработки. Строили город заключённые. И только после того как сюда приехали специалисты, в городе стала создаваться качественная среда обитания. По той же схеме строились Норильск, Комсомольск (только вместо заключённых его возводили энтузиасты) и Красноярск. На правобережье привозили предприятия, воздвигали вокруг них рабочие посёлки, а потом в соответствии с постановлением Совнаркома возводили детские сады, ясли, школы, пионерские лагеря. То есть город 20-го века - это соотношение рабочих посёлков.

- Но сегодня совершенно иное отношение к городу. Все вредные производства стараются вынести за пределы краевого центра…

  • Сейчас изменилась та триада, о которой мы говорим. Если раньше на первом месте стояло производства, а люди на втором, то современный город движется по другой параллели, в нём изменились приоритеты. На первый план вышло качество жизни, на втором оказалась рабочая сила, на третьем - производство. Почему так произошло? Да потому, что сами производственные мощности потребовали интеллектуальных сил, а думающие люди не хотят жить в некачественных условиях, они голосуют ногами. Как только их не устраивают экология, уровень обслуживания, они уезжают в другое место. Соответственно, мегаполис начинает хиреть. И единственная возможность сохранить позиции Красноярска в списке передовых городов - это не только производство сюда тащить, но и улучшать качество жизни. Тогда в краевом центре будет достаточно много креативного класса.

Любые резкие перемены могут привести к коллапсу. Это касается не только снижения уровня жизни и крупных сбоев в структурах жизнеобеспечения, но и трудоустройства, производства, вопросов управления и власти.

- А как же быть с рабочими местами? Ведь и в новом городе люди должны работать?

  • Новый облик города предполагает развитие высокотехнологичных отраслей, требующих интеллектуальных ресурсов. Например, в декабре в Красноярске открылся перинатальный центр. В нём каждый человек, вплоть до санитарки, должен обладать определённым уровнем образования. Потому что, например, санитарка должна уметь управлять роботом-уборщиком. Но как только у человека повышается интеллектуальный уровень, у него возникает желание жить лучше. Не видеть этих изменений - значит проиграть конкурентную борьбу. Мы должны понимать, что город становится другим, в нём меняются приоритеты развития. Почему в Красноярске в конце прошлого года возникла ситуация со строительством завода ферросплавов? Именно потому, что люди требуют улучшения качества жизни. По большому счёту это вопрос даже не о строительстве предприятия, а о развитии краевого центра в 21-м веке. Экология - одно из требований данного процесса.

Директор Красноярского КГБУ «Институт муниципального развития» Алексей Менщиков- Но можно ли сказать, что сегодня город твёрдо стоит на ногах и ему практически ничего не угрожает?

  • Как всякий сложный организм, город обладает определённой ригидностью. То есть имеет очень хрупкую, ломкую структуру всех сфер жизни. Возможно, он будет стоять очень долго, но может рухнуть завтра же. Любой мегаполис в России с виду успешный, эффективный, а внутри очень ломкий. Городская инфраструктура, система жизнеобеспечения уязвимы. И с этой точки зрения люди, живущие в мегаполисах, становятся заложниками общего развития политической ситуации в стране и в мире. Как правило, в эпоху перемен именно городское население прежде всего испытывает дискомфорт. И если изменения в России будут носить революционный характер, а не эволюционный, это может привести к серьёзным потерям качества жизни в крупных городах, к авариям и поломкам всех систем.

Что интересно: городское население всегда выступает за изменения в отличие от сельского. Есть два взаимоисключающих утверждения, касающихся времени перемен, и оба правильные. С одной стороны, существует китайское проклятие: «Чтоб ты жил во время перемен», а с другой - стихи Федора Тютчева: «Блажен тот, кто посетил сей мир в минуты роковые, его избрали все благие для приглашения на пир». И получается, что, с одной стороны, жители городов хотят изменений в своей жизни, а с другой - они являются объектами риска. Любые резкие перемены могут привести к коллапсу. Это касается не только снижения уровня жизни и крупных сбоев в структурах жизнеобеспечения, но и трудоустройства, производства, вопросов собственности, управления и власти.

- Вы говорите о ригидности, ломкости нашей системы как о главной причине возможного разрушения городов. Но можно ли сделать вертикаль управления городом более гибкой?

  • Думаю, что да. Существуют различные политические, экономические, культурные инструменты, которыми можно изменить ситуацию. Но прежде всего нужно менять мышление, отказаться от рудиментов 20-го века. В 21-м веке такое не пройдёт. Нельзя мыслить старыми категориями. Изменить ситуацию к лучшему может прямое общение всех представителей и страж города. Прежде чем принимать решение, обратитесь к тем, для кого оно принимается. Проговорите все свои «хотелки» и узнайте, что по этому поводу думают граждане.

- В краевом центре есть примеры организации прямого разговора власти с обществом - тот же Красноярский городской форум.

  • Красноярский городской форум - это хорошо, но проходит он один раз в год. На мой взгляд, этого мало. С гражданами нужно организовать широкий диалог (это второе условие гибкости системы), для того чтобы вовлечь их в городское развитие и сделать участниками этого процесса. Тогда они поймут, что власть в первую очередь озабочена качеством жизни для людей, что они могут что-то решать, а значит, им выгодно жить и работать в этом мегаполисе. Именно об этом, кстати, пишет Владимир Путин в своей последней статье «Демократия и качество государства».

- Видимо, граждане должны подтолкнуть власть к переменам?

  • А они уже дали толчок. У нас есть два варианта: либо улица подталкивает, либо сама власть приходит к этому. Мировая история говорит о том, что позитивные изменения осуществлялись в результате модернизации. Либо её проводит власть - сверху, либо всё происходит путём опасных революционных изменений, которые неизбежно ведут к снижению уровня жизни. И избежать серьёзных потрясений можно только путём грамотной государственной политики. Основным катализатором процесса должна стать сама государственная или муниципальная власть. А для этого она должна состоять из тех людей, которые понимают и способны решать эти вопросы, умеют вести диалог с гражданами. Без граждан ничего не получится. Альтернатива - это разрыв между обществом и властью, который обернётся катастрофическими последствиями, прежде всего для горожан.

- Протестные события, которые происходят в городах России после выборов в Госдуму, не говорят ли о том, что мы стоим на пороге революционных событий?

  • У нас в России всё начинается внезапно - сказывается негибкость системы. Достаточно мелкого толчка, чтобы зашаталась вся конструкция. Из-за чего началась революция белых ленточек? Просто два человека публично рассказали о своём договоре. Мелочь, но этого оказалось достаточно. И задача власти состоит в том, чтобы не допустить хаоса. В любом протестном движении наверху оказываются самые разные люди, которые могут уничтожить существующие структуры. А это-то и приведёт к разрушениям и потерям для горожан. Задача государственной власти заключается в том, чтобы не хватать протестующих за руки, а вовремя выстроить с ними общественный диалог. Попытки такого разговора мы сейчас видим. Власть старается вовлечь в обсуждение проблем всех граждан. Я считаю, опасной ситуации ещё можно избежать, организовав открытый честный разговор о путях развития страны, края, города. Но, выходя на диалог, необходимо понимать, что власть должна быть готова поменять свои приоритеты. На штыках своё положение никогда и никто пока ещё не удерживал. Если мы хотим, чтобы у нас не прекратилось развитие, власти и людям нужно повернуться друг к другу лицом и организовать широкую общественную дискуссию по повестке, интересующей обе стороны. И ни в коем случае не обманывать народ. Это прямой путь к катастрофе.

- Но надежда-то есть сохранить устои города и изменить систему власти?

  • Да. Как только люди увидят, что им очертили контуры и варианты будущего, пообещали советоваться с ними и обсуждать процесс движения, придёт понимание: они участники процесса. В этом случае мы сможем уйти от негативного сценария, граждане пойдут вместе с властью. Иначе горожане станут заложниками своего протеста и первыми же сами пострадают от него или разрушат уже созданное в городе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА