Новости

За резину - волчий билет

За резину - волчий билет

Как выселить 700 человек из одной квартиры

Это россияне считают, что в стране нашей жить не очень. А многочисленные представители ближнего зарубежья думают совсем даже наоборот. В России можно заработать, а в их собственных независимых государствах - нельзя. И едут представители прежде братских народов к старшему брату под крыло. Но мало того. И представителям ряда стран дальнего зарубежья как то: Китая и Вьетнама Россия представляется местом обетованным. И если граждане тёплого Вьетнама тянутся всё больше в европейскую часть Федерации, то восточным нашим соседям, по большому счёту, все равно: Сибирь - так Сибирь, Дальний Восток - так Дальний Восток. Ибо граждане КНР выносливы и обучены жить в любых условиях - что бытовых, что климатических.

Но приезжих старший брат встречает сухо: первое, что необходимо - неукоснительное выполнение требований российского миграционного законодательства. То есть сначала надо юридически легализоваться. Затем возникает насущная потребность где-то жить. И не только фактически, но и (опять-таки) юридически. Иначе говоря, получать временную или постоянную регистрацию по месту проживания.

И вот здесь возникает ранее неизвестный в отечественной истории феномен «резиновых квартир». Понятно, что не каждый согласится сдать в аренду жильё иноплеменнику, да ещё и, говоря прежним языком, прописать его. Тем более что иноплеменники, из соображений экономии, стремятся набиться в арендуемые квартиры, как сельди в бочку. Для них - дело привычное. Это у россиянина от китайских норм обеспеченности жильём глаза на лоб полезут. А в самой Поднебесной - как в порядке вещей.

Опять же из соображений экономии трудовые гости России могут жить вообще между небом и землей. Китайские овощеводы, к примеру, запросто селятся чуть ли не в построенных ими же теплицах. Но требований о необходимости регистрации это не отменяет. И вот тут иностранная предприимчивость встречается с отечественной. За деньги вас временно (а захотите - и постоянно) зарегистрируют в квартире, где вы никогда не появитесь. Бизнес обладает огромными ресурсами развития. В одну средних размеров квартиру можно таким образом «заселить» хоть сто, хоть тысячу человек. И, несмотря на очевидное сумасшествие ситуации, российское законодательство смотрит на неё лояльно. То есть принеси бумажку, что ты зарегистрирован двести первым проживающим в однушке - и всё нормально.

Проблема «резиновых квартир» заставляет власть изобретать жёсткие способы борьбы с «регистрационным» бизнесом. Но есть два сомнения: окажутся ли предлагаемые меры эффективными, и примет ли их общество.

На самом деле ненормальность всем очевидна, и многочисленные умные головы пухнут от мыслей, как бы её устаканить. Своё слово сказал и глава федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. Суть его предложения такова: лишать регистрации граждан, которые отсутствуют по адресу проживания более трёх месяцев.

«Если мы не находим, что он встал на временный учёт по другому месту жительства в Российской Федерации, то, получается, что человек пропал, - аргументирует в федеральных СМИ Константин Ромодановский. - Нет человека три месяца ни там, ни там, значит, надо его как-то искать. Я предлагаю ставить его в розыск и наделять миграционную службу полномочиями в подобных случаях обращаться в суд за отменой регистрации».

Надо заметить, что реакция большинства экспертов на эту идею была отнюдь не доброжелательной. Юрист и правозащитник Марк Климовский, например, заметил следующее:

- Это более драконовская норма, чем существовавшая во времена СССР. Напомню, что тогда существовал институт прописки. Не имея штампа в паспорте, человек не только не мог устроиться на работу, но и рисковал быть привлечённым по уголовной статье как тунеядец. А кем он мог быть, если на работу не берут? Кстати, непонятно, чем сегодняшняя регистрации глобально отличается от советской прописки. Так вот, в СССР человека лишали прописки, если он отсутствовал по адресу проживания полгода. Сегодняшняя инициатива Ромодановского гораздо более радикальна.

Надо сказать, что мнение главы ФМС России - вообще красная тряпка для правозащитников, которые и институт регистрации считают анахронизмом, ущемляющим права человека. Подобного института нет ни в одной цивилизованной стране. А тут ещё миграционный руководитель предлагает наделить его ведомство правами врываться в частное жилье граждан и выяснять, все ли они здесь наличествуют.

Кстати, и многие экономисты считают регистрацию тормозом на пути модернизации страны, поскольку она ограничивает возможности трудовой миграции населения.

Наконец, даже если принять предложение Константина Ромодановского, то как будет выглядеть его техническая реализация? Как минимум это приведёт к увеличению количества проверок, бумаг, чиновников. Как максимум - к росту коррупции. Причём вполне очевидному. Поток мигрантов не уменьшится? Нет. Регистрация им будет необходима? Да. Где выход? Делиться с проверяющим.

Но проблема регистрации глубокая, философская и уходящая корнями в крепостное прошлое страны. А с «резиновыми квартирами» надо что-то делать сегодня. Но пока, похоже, идёт соревнование в жёсткости вариантов. Ибо где-то за месяц до выступления Константина Ромодановского премьер России призвал ужесточить миграционное законодательство, введя уголовную ответственность в отношении чиновников и собственников жилья, регистрирующих в своих домах и квартирах сотни людей. Ну, если уж об этом говорит премьер, да ещё и в свете Уголовного кодекса, то дело серьёзное. Но опять-таки затратное и хлопотное. Это сколько людей надо привлечь к уголовной ответственности? При наших перегруженных делами судах. И какой уголовной ответственности? Тюрьмы переполнены, конфискация «резиновых квартир» - это уже вообще из времён 30-х годов прошлого века. А штрафы? Так может регистрационным предпринимателям эти штрафы - что слону дробина.

Настораживает и некий перекос в карательно-запретительную сторону. Разумеется, суровый меч правосудия - это наша национальная традиция. Но ведь речь не идёт о преступлении, связанном с покушением на жизнь, здоровье или неприкосновенность личности. Речь о явлении, имеющем вполне очевидную экономическую подоплёку. И решать бы её в рамках принятого в демократическом обществе правового поля. То есть, имея в виду, прежде всего, интересы человека, а не государственной машины.

В этом смысле интересно мнение начальника УФМС России по Красноярскому краю Владимира Катречко. Правда (и это абсолютно этически обосновано), он не считает возможным комментировать какие-либо предложения, пока они не приобрели законодательный статус. Однако, проблема, на его взгляд не только назрела, но и перезрела:

- «Резиновые квартиры» - вопрос больной и насущный. Трудно себе представить, но в Ленинском районе города Красноярска есть квартиры, в которых «проживают» 700 человек. Разумеется, это полный нонсенс, но подобное сегодня происходит по всей России. В свое время мы искали пути решения этой проблемы на местном уровне. Но даже при полном понимании и поддержке администрации города не смогли найти такого решения. Его необходимо принимать на федеральном уровне. Сегодня высказываются различные идеи, как это можно сделать. Направили свои предложения и мы. Суть их проста - необходимо восстановить санитарные нормы обеспеченности жильём на одного человека. И тогда, по нашему мнению, всё легко и просто встанет на свои места.

На наш взгляд - это разумный подход к проблеме, где во главу угла ставятся интересы человека - его право на жильё и обеспеченность жилищными условиями.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА