Новости

Постучите в закрытые двери

Постучите в закрытые двери

Шанс на достойную жизнь должен получить каждый ребёнок

Разочарование, опустошение и отсутствие всякого интереса к жизни. Страшно, когда такое человек испытывает в 13-14 лет, а то и ещё в более раннем возрасте… Таких детей часто называют трудными, а работу с ними - тяжёлой. И именно такой работой занимаются специалисты администрации Железнодорожного района, пытаясь помочь устроиться в жизни тем, кто с самого её начала пошёл не по тому пути.

Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав адресная, с каждым ребёнком проводится отдельно, и это несмотря на то, что охватывает она «всё неблагополучие», как выразились сами специалисты. Конечно же, на особом контроле находятся ребята, получившие условный срок, таких сейчас в Железнодорожном районе пять человек, вернувшихся из школ закрытого типа двое.

  • Федеральное государственное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, или школа закрытого типа, как мы её называем, - это крайняя мера, - поясняет Вера Пилипчевская, главный специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Железнодорожного района. - Сначала с оступившимся подростком и его семьей работают специалисты системы профилактики, при неоднократном совершении правонарушений районным отделом полиции МУ МВД России «Красноярское» несовершеннолетнего отправляют в центр временного содержания несовершеннолетних преступников, некоторые могут побывать в нём несколько раз. И лишь когда уже все меры были приняты, когда исчерпаны все возможные способы влияния, а ребёнок так и не исправился, его направляют в специальную школу закрытого типа.

Если центр временного содержания несовершеннолетних преступников находится в самом Красноярске, то школы закрытого типа расположены довольно далеко от краевого центра: на Алтае, в Омске. К счастью, детей туда отправляют крайне редко. Сейчас в такой школе находится только один ребёнок из Железнодорожного района. За время пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении дети получают образование, некоторые и специальность, а за хорошее поведение их могут выпустить досрочно. И если это происходит, то задачей комиссии по делам несовершеннолетних становится помощь ребёнку в устройстве новой жизни при возвращении домой.

  • Когда планируется досрочное освобождение, в комиссию направляется уведомление, в котором указано, когда подросток был направлен в школу, какое получил образование, когда состоится выпуск, - поясняет Вера Пилипчевская. - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав делает запрос в полицию, инспектор проверяет возможность проживания ребёнка на прежнем месте, планируемое дальнейшее обучение, дополнительную занятость, встречается с родителями. Так мы получаем всю информацию о несовершеннолетнем и его семье, о возможности дальнейшего получения образования, о постановке на учёт. Кроме того, члены комиссии сами лично встречаются и с родителями, и с ребёнком, пытаются выяснить, чем он хочет заниматься, куда устроиться в дальнейшем. И мы действительно можем помочь и с учёбой, и с секциями, было бы желание у подростка.

Судьбой нескольких ребят занимается огромное количество специалистов органов системы профилактики. Ежегодно проводится собрание условно осуждёнными несовершеннолетними и их родителями. Его цель - оказание консультативной помощи, информация о специалистах органов системы профилактики, к которым можно обратиться по различным интересующим вопросам. Собрание проходит с участием специалистов уголовно исполнительной инспекции, отдела полиции, комиссии, молодёжного центра, центра занятости и других. Также обсуждается вопрос летней занятости, оздоровления.

Детям дают шанс начать нормальную, здоровую жизнь, но будет ли использован этот шанс, во многом зависит от них самих и поддержки родителей. И, к сожалению, усилия взрослых порой остаются напрасными. Ребята соглашаются с советами, признают свои проступки, обещают подойти для решения вопроса летней занятости, устройства в секцию, принять участие в районных мероприятиях, но, к сожалению, приходят не всегда. И с этим уже ничего не сделаешь. Это всё равно что стучаться в закрытые двери: вряд ли услышишь ответ.

  • У нашей работы небольшая отдача, и смириться с этим очень сложно, - делится Анна Илюнцева, главный специалист КДНиЗП. - Был у нас способный, грамотный парень, ему нравилось учиться. Но в определённый период его мама занималась только устройством личной жизни, и в итоге ребёнок на три года попал в омскую школу закрытого типа. Он вернулся, а отношения в семье остались прежними, круг его общения - тот же. В такой ситуации сложно возвращать подростка к нормальной жизни. Но есть и положительный пример, когда подросток вернулся из школы закрытого типа и продолжил обучение в центре образования, затем в профессиональном училище.

Сотрудники КДНиЗП подчёркивают: чаще всего перевоспитание детей начинается с перевоспитания их родителей. Поэтому на особом контроле стоят семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, с которыми работают специалисты органов системы профилактики. Но реально повлиять на родителей, на их отношение к проблемам детей на сегодня сложно. Их, конечно, могут наказать за ненадлежащее воспитание, содержание, обучение своих детей, назначить наказание в виде предупреждения или штрафа.

  • Мы пытаемся привить и детям, и родителям что-то хорошее. И нас радует, когда взрослые трудоустраиваются, начинают интересоваться школьной жизнью своих детей, - рассказывает Вера Пилипчевская. - Истории со счастливым концом в нашей работе редкость. Но бороться за судьбу ребёнка, за его будущее всё-таки стоит, хотя бы потому, что каждый должен получить свой шанс на достойную жизнь.

Читайте также:

Где помогут подростку?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА