Новости

Добро и зло без оценок

Добро и зло без оценок

Особенности преподавания нового школьного предмета

Основы православия, ислама, буддизма и иудаизма всё-таки станут обязательным предметом. Правительством России утверждён план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных школах страны. Его содержание направлено на духовно-нравственное развитие детей, становление их гражданской идентичности, овладение духовными ценностями и культурой народов России.

С января по март родители определяются с выбором модуля, который будут изучать дети.

- В новом учебном курсе предлагаются шесть модулей: это православная, исламская, буддистская, иудейская культура, основы мировых религиозных культур и светская этика. Предмет рассчитан на учеников 4-5-х классов, - объясняет Ольга Легачёва, главный специалист главного управления образования администрации города. - Все модули курса согласуются между собой и направлены на развитие у школьников десяти-одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры страны. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.

Ольга Легачёва, объясняет: вести уроки будут школьные учителя, прошедшие специальную подготовку. В Красноярске их 118 человек - в основном учителя истории, литературы, ИЗО и музыки. Наши педагоги уже имеют опыт преподавания этого курса. Красноярск был одним из участников пилотного проекта.

На изучение курса отведён один час в неделю, на сегодняшний день - из регионального компонента, а с первого сентября 2012 года - из федерального.Учебной литературой дети обеспечены. По каждому модулю выпущены отдельные учебники, которые школьникам выдаются бесплатно.

Если полистать учебную литературу, то ничего «сектантского», как боятся некоторые родители, в ней вы не найдёте. В «Основах православной культуры» говорится об основах православия, в «Основах иудейской культуры» - об истоках и традициях иудаизма, и так далее. Авторы излагают информацию в доступной десятилетнему ребёнку форме. Так, изучая основы православия, школьник узнаёт, что такое Библия и Евангелие, икона, храм, заповеди. Кроме того, на уроках дети вместе с учителем размышляют о милосердии, влиянии различных религий на культуру стран, о главных правилах взаимоотношения с людьми. А тому, кто выбрал буддизм, рассказывают о жизни Будды, что такое медитация и принцип ненасилия. Это совершенно нелишняя информация для любого образованного человека.

- Разговор о наших базовых ценностях - Отечество, семья и национальные традиции - я считаю великолепным пропедевтическим курсом для изучения истории России, - рассказывает Надежда Петрова, учитель истории красноярской гимназии № 2, тьютор, обучающий методике преподавания курса.

Самым востребованным оказался модуль «Основы светской этики». Но и он вызвал вопросы родителей: чему всё-таки будут учить детей - что нравственно, а что нет, или как вести себя в общественном транспорте? В учебнике понятие этики даётся как «поступки и отношения между людьми».

- Этика - это наука и о добре, и зле, о нравственности и морали. Этикет - это правила поведения в обществе, и о них мы тоже говорим на уроках, - рассказывает Надежда Абрамовна. - На понятных детям примерах мы обсуждаем, что такое доброта, семейные ценности, справедливость. Ребятам это интересно, иногда разворачиваются целые дискуссии.

Скептики недоумевают, зачем отводить изучению нравственных ценностей отдельные часы в учебной программе. Ведь в идеале о добре, совести, гражданской позиции можно и нужно говорить в семье, на других уроках - литературы, истории, обществознания, во время классных часов. Всё верно, но родители зачастую не находят времени даже на бытовые беседы с детьми, время уроков тоже ограничено, учителю нужно успеть дать необходимый объём материала. Введение новой дисциплины позволяет не только дать детям общие культурологические знания, но и заниматься воспитанием подрастающего поколения.

- На мой взгляд, этот курс нужно продолжать изучать и на последующих ступенях, - говорит Надежда Петрова. - Темы, которые поднимаются основами светской этики, - фундаментальные. И чем старше становится человек, тем шире он их понимает. Дети задают интересные и необычные вопросы. Я всегда придерживаюсь принципа: «Учась у всех, учитель вырастает». До сих пор учусь у своих детей.

Желающих изучать основы ислама и буддизма в гимназии № 2 не оказалось. И всего один ученик выбрал основы иудаизма. С ним педагог занимается индивидуально.

- Этот ребёнок много знает, и беседовать с ним очень интересно, - рассказывает Надежда Петрова. - Я заметила, что дети, которые выбирают для изучения основы одной из четырёх мировых религий, всегда хорошо ориентируются в предмете.

Во время уроков учителю надо быть готовым к разным неожиданным поворотам беседы. Попробуйте, например, ответить детям, что будет после конца света и есть ли жизнь после смерти? Или - есть ли Бог и как он выглядит? Сегодня для детей запретных или неудобных тем нет. Телевизор и Интернет обрушивают огромные потоки самой разной информации. Одной из самых сложных тем для обсуждения с ребятами для Надежды Абрамовны стал разговор о волне суицидов среди подростков. Ученики сами задали вопрос учителю, почему дети совершают такие поступки.

От педагога, который преподаёт этот курс, требуется широкий кругозор, чувство такта и собственный жизненный опыт. Надежда Абрамовна говорит, что учителя основ религиозных культур и светской этики - это не только гуманитарии, но и математики, физики, химики.

Новая дисциплина будет безоценочной - детям не будут ставиться традиционные отметки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». От ребят не будут требовать именно крепких знаний - помнить наизусть христианские заповеди или главные исламские праздники. Важно, чтобы после урока ребёнок задумался о каких-то действительно главных человеческих ценностях.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА