Новости

Белый месяц

Белый месяц

22 февраля в России наступает Год Чёрного Дракона

В декабре красноярцы, как и большинство граждан России, скупали подарки близким и знакомым, среди них особой популярностью пользовались сувениры с маленьким чёрным дракончиком. Традиция использовать восточную новогоднюю символику появилась в России лет двадцать назад. Но многие при этом до сих пор имеют довольно смутные представления о восточном календаре. Зайцев, крысят и драконов упорно дарят 31 декабря.

Некоторые, как говорит сатирик Михаил Задорнов, отмечают «главный российский праздник - китайский Новый год». Между тем в значительной части территории нашей страны восточный Новый год действительно был самым главным праздником. Только не по китайскому, а по монголо-тибетскому календарю - расхождения между ними составляют примерно месяц (а иногда Новый год и совпадает). Так, нынешний год Белого Металлического Кролика, согласно монголо-тибетской традиции, заканчивается 22 февраля, и в тот же день по лунному календарю наступит год Водяного Чёрного Дракона. Китайцы же отмечали наступление Года Дракона 23 января.

В начале XIII века вся Южная Сибирь входила в Монгольскую империю, которая была провозглашена на курултае, проходившем на территории нынешнего Забайкальского края. Там же в нынешнем Ононском районе края родился и сам Чингисхан. Позже монголы традицию отмечать восточный Новый год принесли в Поволжье. Правда, там она в связи с распространением ислама (и, соответственно, мусульманского календаря) просуществовала недолго.

Однако до сих пор у некоторых народов Сибири, а также калмыков, пришедших в нынешние земли из Джунгарии, восточный Новый год является главным праздником. В шести субъектах Российской Федерации он имеет официальный государственный статус и объявлен нерабочим днем. В Калмыкии, Бурятии, Забайкальском крае торжества имеют выраженный буддийский характер. В Туве, Республике Алтай и отчасти в Иркутской области (она последней установила праздник после объединения с Бурятским Усть-Ордынским округом) это больше народный, чем религиозный праздник, хотя алтайские и прибайкальские буддисты ориентируются и на тибетскую ритуалистику. Некоторые народы утратили традицию. Например, предки нынешних хакасов когда-то изобрели 12-летний лунный календарь («муче»), который у них переняли другие народы Азии, но в XVIII-XIX веках он был полностью и окончательно вытеснен православным календарем; сейчас хакасы восточный Новый год не отмечают.

У всех народов, которые отмечают восточный Новый год, этот праздник называется «белым» (белый цвет - символ обновления природы, открытости, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий). У монголов и калмыков он называется «Цаган Сар», («белый месяц), у бурят белый праздничный месяц также называется «саган сара», а сам праздник «Сагаалган» (буквально «отведать белое кушанье»). У тувинцев «Шагаа» (вероятно от монгольского «цагаа», по-тувински белый месяц «Ак ай»), у алтайцев - «Чага байрам» («белый праздник»).

Наиболее сильная традиция существует у забайкальских бурят - жителей Бурятии и Забайкальского края. Народы Центральной Азии - предки бурят и монголов отмечали наступление Нового года по лунному календарю задолго до эпохи Чингисхана, в те времена это происходило в октябре. Именно тогда бурят-монголы прибавляли очередной год себе и своему скоту. (Сейчас также Новый год является «общим» днём рождения у китайцев, корейцев, монголов, бурят, тибетцев, других народов; даже если ты родился за два месяца до Нового года, считается, что тебе исполнился год, хотя в ХХ веке большинство стали отмечать и собственный день рождения.) Традиция считать возраст скота по осени сохранилась и у современных бурят. Вероятно, и само название праздника зародилось тогда же - «Сагаалган» (раньше писался «Цагаалган»). Великий бурятский учёный Доржи Банзаров считал, что название праздника произошло от слова «цага» (творог), потому что осенью скотина давала меньше молока и буряты переходили на творог. Сейчас «сагаан сар», то есть «белый месяц», называется первый месяц нового года по лунному календарю. В течение всего месяца, то есть тридцати дней, и отмечается бурятский Новый год.

С приходом в забайкальскую степь буддизма празднование Сагаалгана было перенесено на первый месяц весны согласно тибетской традиции. Инициатором переноса, как считается, был внук Чингисхана Хубилай. Северный буддизм никогда не искоренял народные обычаи, а, напротив, пытался их приспособить. Поэтому в праздновании «Белого месяца» много народного. У буддийской церкви есть свои ритуалы, однако сохраняется и старая народная традиция. В конце 20-х - в 30-е годы во время борьбы с буддийским духовенством Сагаалган был запрещён как религиозный реакционный праздник. Буддийский Новый год запретили отмечать также в Калмыкии. В Монголии и формально независимой Туве (в этих странах Саган сар и Шагаа были объявлены главными государственными праздниками) гонения начались на рубеже 30-х - 40-х годов.

В конце Великой Отечественной войны Сталин (он встречался с бурятскими ламами после исторической встречи с православными иерархами) разрешил открыть два дацана (буддийских храма) - Иволгинский и Агинский. Празднование Сагаалгана понемногу возвращалось. В 1960 году Цагаан сар был вновь узаконен в Монголии, что самым непосредственным образом сказалось в советском Забайкалье. Лунным календарём в обыденной жизни пользовались, конечно, мало, но о его существовании знали все жители Бурятии и Читинской области. Романы замечательных бурятских писателей Цыден-Жапа Жимбиева и Михаила Жигжитова назывались «Год огненной змеи» и «Год белой курицы», в детских садах дети разучивали стихотворение Николая Дамдинова и Владимира Липатова «Веселый календарь» о том, как за Мышкой шагает Бык, потом неслышно крадётся Тигр, а за Зайцем спускается Год Дракона…

Сагаалган отмечали в Забайкалье всегда, а в 1990 году он стал официальным народным праздником. Кроме Бурятии и Агинского округа тогда же статус государственного праздника восточный Новый год получил в Калмыкии и Туве. В праздновании Сагаалгана выделяют три периода - подготовка, первый день Нового года и все остальные дни белого месяца. Готовиться начинают задолго: нужно тщательно убраться в жилище и на улице, приготовить новую одежду, отдать обязательно долги, помириться с теми, с кем в ссоре. За четыре дня до начала Нового года во всех буддийских храмах начинаются богослужения (хуралы), они проводятся в течение 17 дней.

На 28-й лунный день последнего месяца желательно сходить на службу в дацан, сделать подношения божествам, отблагодарив их за защиту в прошедшем году и за покровительство в наступающем году. На 29-й лунный день проводят самый красочный __обряд - Дугжууба. Вокруг буддийских храмов в это время очень многолюдно. Принято обтираться кусочком теста, потом слепить из него фигурку, которая сгорит в самую темную ночь года, унося с собой болезни и беды. Разводится большой костёр в виде особой пирамиды. Верующие буддисты относятся очень серьёзно к этому ритуалу. Они медитируют, концентрируясь на том, что всё плохое сгорает в этом огне. __После окончания утреннего молебна в первый день праздника люди начинали поздравлять друг друга с приходом Белого месяца. Первыми поздравляют отца семейства, младшие - старших, женщины - мужчин. Раньше на второй день ходили поздравлять родственников, тоже - сначала к самым старшим. В деревнях забайкальских бурят и сейчас стараются сохранять эту традицию. Вообще в гости ходят весь белый месяц, но наиболее важными являются первые дни. Гостей встречают обязательно молочной пищей на белом шёлковом хадаке (это праздничный шарф). У бурят и других монгольских народов это считается высшей степенью гостеприимства, как у русских встречают дорогих гостей хлебом-солью.

В Сагаалган особое значение придаётся и белому цвету, и белой пище. «Сагаалган» буквально означает «отведать белое кушанье». Любой молочный продукт, используемый в церемониях и обрядах как ритуальное блюдо, по-бурятски называется «саган эдеэн».__ __Новогодней пище придавалось магическое значение, считалось, что она способна содействовать процветанию и долголетию людей. Праздничная кухня должна отличаться от повседневной. В Сагаалган старались использовать и особую праздничную посуду. В частности, для кумыса вытачивались специальные чашки из корня берёзы для почётных гостей (аянга). Большие чашки для мяса (тэбше) делались из ствола берёзы без сучков и тщательно полировались.

У бурят считается - чем больше гостей в Сагаалган заглянет в дом и чем богаче будет стол, тем счастливее и сытнее наступит год. Поэтому на новогоднем столе должно быть не меньше десятка блюд из баранины. По старинным традициям, почётным блюдом служила отварная баранья голова. Если вам подают баранью грудинку, то принято отрезать мясо кусочками и делиться с другими, иначе можно заработать репутацию жадного человека. Готовились традиционные бурятские позы (бууза), хушуур, саламат, кровяная колбаса в желудочке, варился бүхлёр (бульон с бараниной). Но обязательными были и остаются сейчас - блюда на основе молока, творога, сметаны. В старые времена алкоголь полагался только людям старшего возраста - молочная водка из коровьего молока «тарасун», или «архи», крепостью 15-18°, или крепкая архи двойной возгонки крепостью 30° - «бозо». Сейчас эта традиция не соблюдается, но напиваться в Сагаалган считается неприличным.

В предстоящую среду все буддисты России будут отмечать приход Нового Года Чёрного Водяного Дракона. Самым массовым и зрелищным праздник, конечно, будет в Забайкалье. Но и красноярцы могут вспомнить, что когда-то в средние века в южной части территории Красноярского края это тоже был самый главный праздник в году. С наступающим Новым Годом! Сагаалганар, амар мэндэ!!!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА