Новости

Место в корпорации «Будущее»

Место в корпорации «Будущее»

Сибирь может развиваться только по-новому

Время предлагать. Не ждать решений свыше, не просить помощи. Таким был лейтмотив круглого стола, прошедшего в редакции газеты «Городские новости». Тема обсуждения: как красноярцы могут использовать возможности, о которых недавно заявили Сергей Шойгу и другие представители правительства России - проекте создания государственной корпорации «Сибирь».

Пётр Константинов:

- Все мы озабочены развитием территории Сибири, где сегодня существует глубокая диспропорция произведённого продукта и фонда потребления. Последнее время специалистами обсуждается возможность создания госкорпорации развития Сибири.

Сергей Шойгу обозначил область деятельности корпорации от западной границы Красноярского края до Дальнего Востока. Для нас принципиально важно обсудить возможность размещения столицы корпорации на территории края и найти весомые аргументы в пользу такого решения. Тем более что Красноярск традиционно претендовал и претендует на функцию административного, промышленного, делового центра Сибири.

Одной из проблем, которой могла бы заняться корпорация, - развитие логистики на огромной территории Сибири. Мы могли бы предложить принципиально новые проекты, которые сыграют роль локомотивов экономики, нового качества жизни. Например, технология, которую предлагает Дмитрий Иванович Леканов. По существу, речь идёт о совершенно новом подходе к очень серьёзной для нас проблеме - транспортной.

Дмитрий Леканов:

- Вообще-то технология создана достаточно давно. Однако она интенсивно развивается. Это транспорт второго уровня - струнные рельсы размещаются на опорах на высоте от 10 до 50 метров над уровнем земли. В своё время Александр Хлопонин назвал данное предложение лёгким метро, что немножко неправильно. Это идея Александра Юницкого, которой он давно занимается, и по которой мы опережаем весь мир на 10-15 лет. Такая технология на порядок выгоднее железной дороги и метро. Неудивительно, что до сих пор попытки её внедрения блокировались «транспортным лобби». В итоге разработки ушли в Австралию, где они интенсивно внедряются. Но сегодня они вновь вернулись на родину изобретателя. В настоящий момент 20 российских городов подали заявки на строительство такого транспорта. Мы тоже написали заявку благодаря поддержке горсовета Красноярска. Создано предприятие «Сибирьтранснет», которое будет учредителем компании «Красноярсктранснет». Что это такое? Это около 10 000 километров междугородной трассы. И что самое интересное, требуется только заявка от города, деньги не нужны абсолютно. Потому что есть международные инвесторы, которые готовы строить и эксплуатировать транспорт, - ведь проект суперокупаемый.

Для сравнения: стоимость одного километра метро по Красноярску - до 5 млрд руб., а стоимость километра струнной трассы - 60 млн руб. при сопоставимой пропускной способности. В Красноярске инвесторы готовы построить 500 километров трассы за 5-7 лет. Повторю: транспорт движется на высоте от 10 до 50 метров над землёй, абсолютно не мешая существующей схеме движения. При этом серьёзно разгружаются заполненные наземным транспортом магистрали. Какой смысл вкладывать 25 млрд в метро, чтобы построить 5 километров подземки, которые ничего не решают, если на эти деньги можно построить 400 километров принципиально новой транспортной структуры?

Юрий Москвич:

- Перспективы, несомненно, интересные. Но вопрос в другом. Проектов, которые могут быть прорывными, инновационными для Сибири, за последние годы подготовлено очень много. Если их объединить с теми, которые были сделаны в 60-80 годах прошлого века, причём очень квалифицированно, мы поймём: идей много, они реалистичны, они могут решить главнейшую проблему Сибири - её устройство и привлечение для комфортной жизни людей из других регионов страны и не только страны. Но есть серьёзные проблемы, например, недостаточность налоговых средств в регионах Сибири. Территориальное устройство Сибири исторически архаично. Здесь очень много малочисленных по населению субъектов Федерации, которые не в состоянии осваивать большие проекты. И вторая проблема, которая возникла в 2008 году, связана с финансово-кредитным кризисом: когда поток инвестиций во многие регионы мира, в том числе и в Россию, резко сократился. Мы имеем асимметричную ситуацию - невероятные возможности для развития интересных проектов, которые могут вытягивать мировую экономику. И в то же время отсутствие простых и понятных для бизнеса и населения механизмов привлечения инвестиций.

Существует большой исторический опыт освоения регионов, например, опыт Аляски. Там действовали американские государственные корпорации. Подобное делалось в Финляндии, Швеции, Канаде, Норвегии. Этот же механизм использует последние десятилетия Китай. Идея корпорации «Сибирь» по освоению сложных территорий очень проста - государство имеет возможность концентрировать ресурсы, направляя их на выполнение определённых целей и зная, что этих ресурсов будет достаточно. Развитие идеи Сергея Шойгу уже нашло выражение в заявлении министра регионального развития, что свидетельствует - это проект конкретный. Начало его реализации запланировано в мае, планируется выделение ресурсов на уровне 30-33 трлн руб.

За что должна отвечать корпорация? Прежде всего - за создание инфраструктуры. Строительство дорог, больших городов, преференции для бизнеса, проекты которого реализуются через корпорацию. Другая задача - приглашение людей для выполнения этих инфраструктурных проектов и проектов бизнеса. Предполагается, что такая деятельность корпорации может создать до 5 млн рабочих мест. Если посчитать население Сибири и процент безработицы (не очень высокий), то это означает, что не менее половины этих людей должны быть приглашены. Нужна финансовая поддержка на переселение. Стартовая сумма названа. Это не менее 100 тысяч на одного члена семьи. Возможно выделение бесплатно до 30 га земли - через десять лет после эффективной работы человек получает её в собственность. Идеи прорывные, и я благодарен вашей газете за то, что она начинает их обсуждение. Надо, чтобы к нему присоединились и другие люди. Такой шанс терять, с моей точки зрения, нельзя.

Сегодня нам нужно точно определить: какие инфраструктурные проекты крайне необходимы для Красноярска, края и ближайших регионов? И здесь возникают проблемы. Советские проекты, очень точно просчитанные, высокой квалификации, несут сырьевую направленность. Совершенно очевидно, что они имеют право на жизнь, но одними ими ограничиваться нельзя, нужно развивать другие виды экономики. Например, инновационную, экономику событий.

Не будь кризиса, вряд ли бы такое внимание было уделено Сибири. Эксперты ВЭФ в Давосе отметили, что немногие территории имеют потенциал развития в тех скромных условиях, которые будут в течение ближайших 10-15 лет. Если посмотреть на то, чем мы располагаем, то Сибирь полностью соответствует тем регионам, в которых возможно развитие. Это сосредоточенность на одном пространстве практически всех ресурсов, включая интеллектуальные, - ведь показатели образования в Сибири иногда даже превышают средние по России.

Александр Левицкий:

- И всё же проблем у нас достаточно много, как, впрочем, при реализации любого крупного проекта. Струнный транспорт - хорошая идея. Но кто будет им заниматься? Проектировать, строить, эксплуатировать. Как это повлияет на городскую инфраструктуру? Как это будет связано с генеральным планом развития города? Всё это должно быть взаимоувязано и согласовано. Надо решить: либо это будет альтернативный транспорт, либо дополнение к уже существующему. Надо ли нам строить метро, или перейти на струнный транспорт? Понятно, что ни городские, ни краевые власти при самом оптимальном отношении ничего решить не могут, хотя бы потому, что здесь затрагиваются федеральные земли, река Енисей в том числе. Поэтому и необходимые решения должны быть приняты на федеральном уровне. Однако Москва не знает, нужен ли нам этот струнный транспорт, или нет. Заявка должна прийти от нас. Если мы на федеральном и краевом уровнях это согласуем, тогда мы сможем принять необходимые решения. Но это как раз и есть алгоритм работы госкорпорации. Я понимаю, что без государственной мотивации сегодня двигаться некуда. Мы ни из какого кризиса не вышли, потому что кризис не финансовый, а организационный. И в России, к сожалению, вертикальная форма организации на сегодня является единственно возможной.

У нас вся история развития инноваций - не наша. Все Ломоносовы учились «там», а своих Кулибиных было очень мало. У нас были идеи, которые потом обязательным образом трансформировались через какие-то иные не созданные нами институты. Столыпин привлекал переселенцев в Сибирь тем, что давал подъёмные, проездные билеты, землю. Теперь министерство регионального развития предлагает то же самое, но по хорошо проверенному концессионному алгоритму, который был отработан при освоении новых территорий в США. В этом смысле с людьми, которые приедут сюда, должны быть заключены концессионные соглашения. Вопрос: кто эти соглашения подпишет, кто определит правила? Сейчас не время Столыпина, когда можно было приезжать просто так. На мой взгляд, именно госкорпорация должна установить эти правила. Теперь вопрос: может ли этим заниматься госкорпорация в Москве? Нет. Эта организация должна существовать в Сибири. Она знает правила поведения здесь. Чем заниматься, где заниматься, как заниматься. А если сверху решения «сваливать» сюда, то они будут неисполнимы. Не технически, а потому, что среда их просто не воспримет. Почему при сопоставимых сроках освоения новых территорий Штаты добились колоссальных успехов, а Сибирь осталась такой, как есть? Потому что там инициатива пошла снизу. Если мы сможем организовать это в Сибири, то, наверное, успех будет. Тем более, при тех ресурсах, которыми мы располагаем.

Теперь по поводу столицы госкорпорации. Если она будет на Дальнем Востоке, то будет «заточена» только на Японию и немного на Китай. Да, Дальний Восток богат ресурсами, но это несколько иные ресурсы. К тому же столица госкорпорации по соображениям безопасности не должна находиться близко к границам России. И Красноярск в этом смысле - площадка, которая имеет необходимый потенциал.

Пётр Константинов:

- Речь как раз и идёт о создании нового типа госкорпорации - не по отраслевому принципу, а по территориальному. Смысл её в развитии колоссальной территории нашей страны, которая пока осталась вне модернизации организационных и управленческих структур.

Юрий Москвич:

- Я бы хотел уточнить. Речь не просто о развитии территории, а о создании такой инфраструктуры, которая будет очень удобна для бизнеса, жителей и тех людей, что захотят здесь жить. Например, если ввести льготное ипотечное кредитование, то это станет колоссальным стимулом. Второе. Корпорация как очень большой держатель государственных денег может участвовать в оценке и консультировании проектов предлагаемых бизнесом. Подать сигнал, что она поддерживает эти проекты и тогда будет задано верное развитие инфраструктуры и конкретных проектов.

Александр Левицкий:

- И этот набор проектов нужно иметь и оценивать именно здесь. В отношении финансового вопроса: бессмысленно нагружать только государство. Но если государство со старта начнёт договариваться с зарубежными инвесторами, которые заинтересованы в развитии в Сибири своих конкретных частных бизнесов, а их достаточно много, мы получим мощный модернизационный процесс, по типу Юго-Восточной Азии. Скорее всего, в этом будут участвовать европейские инвесторы. Как ни странно, полагаю, придут и американцы. В соответствии с действующей практикой сначала госкорпорация создаётся, потом акционируется. А давайте сразу сделаем складочный капитал с контрольным пакетом государства и дадим возможность инвестировать не только российскому бизнесу, но и иностранному. Определим и долю местным органам самоуправления. Пусть она будет небольшой, но даст возможность муниципалитетам участвовать на равных, иметь право принимать решения.

Мы долгое время ничего не предлагали. Мы всё время шли на поводу у центра. А сейчас мы претендуем на то, что мы здесь живем, что у нас есть свои интересы. Люди созрели. Ситуация такова, что мы начали говорить о том, чего мы хотим и что можем. И нас слышат. Давайте делать госкорпорацию. Давайте не тащить в неё старые проекты. Если уж развивать Сибирь, то на основе всего нового. Новое производство. Новое образование. Новый тип управления.

Юрий Москвич:

- В идее корпорации очень привлекательной выглядит идея создания фонда, аккумулирующего средства от продажи недр. Но без местного представительства средства этого фонда могут расходоваться неправильно. Понятно, что надо определить процент, механизм. Но важна основная идея: давайте всё создавать по-новому.

Артём Шахматов:

- Естественно поставить вопрос о привлечении внешних инвестиций, потому что не исключено, что в нынешних условиях создатели корпорации столкнутся с дефицитом финансовых ресурсов. В данном случае привлечение локального бизнеса и внешних инвесторов может сыграть роль в развитии различных проектов. Красноярск, на мой взгляд, располагает всеми необходимыми качествами, чтобы стать локомотивом международного развития в рамках госкорпорации. Мы обладаем необходимым организационным потенциалом для расширения международных контактов. Этим активно занимается правительство Красноярского края. Не менее активно работают в этом смысле вузы. Скажем, у СФУ более 50 организаций-партнёров за рубежом, причём в самом широком диапазоне от ЮВА до стран Скандинавии. Фактически все эти связи можно перевести на деловые рельсы для привлечения заинтересованных зарубежных коммерческих структур.

Вторая задача: обеспечить формирование квалифицированных зарубежных кадров. Мы активно развиваем взаимодействие с центрально-азиатскими государствами. Наиболее широко представлены уроженцы Киргизии и Казахстана. На инженерно-технических специальностях более ста ребят оттуда. Первые выпускники устроились в достаточно перспективные предприятия у себя на родине. Велика вероятность, что значительная часть их будет оседать здесь, пытаясь реализовать себя в качестве специалистов. При благоприятном инвестиционном климате возможно привлечение специалистов из стран Европы, Америки, ЮВА. Не охвачен Вьетнам с его развивающейся экономикой и Южная Корея. Сейчас мы развиваем эти направления.

Вячеслав Александров:

- Считаю, что создание госкорпорации - дело благое, особенно в том смысле, что здесь должно быть всё новое. Если мы будем продолжать эксплуатировать Сибирь, то она нам и не достанется. В Сибири надо работать, жить и чувствовать себя людьми. Помню об одном разговоре с экспертами ЕС. Они сказали: самое главное ваше богатство не нефть, а земля. Сегодня в Красноярском крае 1,5 млн га земли выведено из оборота. Если мы говорим о новом освоении Сибири и корпорации как об инструменте создания инфраструктуры, то мы сможем создать условия, при которых пойдёт поток людей, в том числе и на землю. На мировых рынках есть ниша экологически чистых продуктов, которую мы можем занять. Именно госкорпорация позволит нам обеспечить выход нашей продукции за рубеж. Создать логистику, структуру. Напомню: после столыпинской реформы Сибирь больше зарабатывала на вывозе сливочного масла, чем на добыче золота. Бизнес всегда себя найдёт, если видит перспективы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА