Новости

Выиграл? Звони в полицию!

Выиграл? Звони в полицию!

Социальные работники рассказали пенсионерам, как не стать жертвой мошенничества

Сегодня способы выманивания денег у населения множатся и становятся всё изощреннее. СМИ постоянно пишут о простодушных людях, пекущихся о здоровье и попадающихся на крючок продавцов сомнительных БАДов и «лечебных» аппаратов, говорят о пенсионерах, выбрасывающих пачки денег в форточку, чтобы спасти сына от тюрьмы, и более драматичных случаях лишения имущества.

Для профилактики такого вида преступлений на днях юристы, психологи и другие специалисты службы срочной социальной помощи Октябрьского района провели беседу с представителями старшего поколения о том, как не стать жертвой обманщиков.

Сначала говорили о наиболее тяжком виде мошенничества - махинациях с квартирами, из-за которых люди оказываются выброшенными на улицу.

- Немолодые одинокие граждане порой теряют квартиры из-за чрезмерного доверия, - рассказала Наталья Лапина, руководитель службы. - Мы работаем с людьми без определённого места жительства, и по опыту скажу, что довольно сложно решать проблемы, когда человека уже лишили обманным путём квартиры.

По словам юриста, самые актуальные виды квартирных преступлений с пострадавшими пенсионерами - это продажа жилья сразу нескольким покупателям, продажа несуществующих участков и домов, махинации с завещаниями. Не редки случаи, когда немощные старики, обещавшие потенциальным наследникам жильё взамен опеки, получают вместо продуктов и уборки запугивание и вымогательство.

Подробно разобрав виды преступлений в этой сфере, соцработники дали рекомендации. В их числе - консультации с надёжными юристами, проверенными риелторами, служащими регистрационной палаты перед любыми сделками, бережное хранение документов (неприемлемость передачи их посторонним), а главное - повышенная бдительность при оформлении договоров.

На вопрос, что делать, если человек всё же стал жертвой квартирного обмана, специалисты порекомендовали незамедлительно обращаться в суд (срок давности по подобным сделкам - примерно три года) и не отчаиваться в борьбе за свои права.

Разговор зашёл и об очень распространённом виде вреда гражданам - телефонном мошенничестве. Когда сотрудник центра упомянул «смс-сообщения типа «мама, помоги, я попал в сложную ситуацию, кинь деньги на такой-то номер» получали все» - зал оживился, и все закивали, активно включившись в обсуждение. Варианты телефонных «шуток» - выигрыш миллиона или ценного приза, ради получения которого нужно опять же расстаться с совершенно пустяковой тысячей, также оказались знакомыми некоторым присутствующим.

Работники соцзащиты поведали гражданам и о менее распространённом виде мошенничества - звонках на квартирные телефоны от эрзац-полицеских или «товарищей» сына (дочери, внука) с просьбой срочно приготовить сумму взятки, дабы выручить дитя из беды. Деньги или на худой конец ценности требуют срочно передать курьеру.

- Обычно звонят ночью, - поясняет психолог службы Лариса Ергаева. - Этот факт, а также то, что жулики играют на родственных чувствах жертв, приводит человека в состояние аффекта, и он совершает необдуманные поступки.

Психолог дала несколько простых советов выхода из стрессовой ситуации.

- Первое - если вы получили тревожное сообщение о ребёнке, постарайтесь успокоиться, сядьте, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов. Если звонят на домашний телефон, задайте несколько уточняющих вопросов собеседнику, например, спросите, как фамилия начальника отделения полиции, уточните район. Сбивчивость ответов или брошенная трубка сразу выдаст преступника. Если получили смс - звоните мобильному оператору (это бесплатно) и уточняйте информацию. Можно связаться с более молодыми членами семьи или друзьями, рассказать о случившемся. Выполняя все эти действия, вы придёте в себя и разберётесь в происходящем.

Если всё же вы расстались с деньгами, не ленитесь пойти в полицию и написать заявление. Не факт, что ваши средства вернут, но множество заявлений потерпевших двинут дело, преступников вычислят.

Беседа затронула ещё много наболевших вопросов - говорили о сохранности банковских карт, уловках агрессивного маркетинга и способах противостояния злу.

В конце лекции, после многочисленных вопросов, устроители раздали пенсионерам памятку и ещё раз призвали всех быть бдительными.

Ольга ПУЧКОВСКАЯ, директор центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района:

- Основная категория клиентов нашего центра - старшее поколение. Его представители, выросшие на традиционных человеческих ценностях, открытые и доверчивые. И этими качествами, к сожалению, часто пользуются бесчестные люди, из-за которых наши подопечные становятся жертвами преступлений. В этой связи мы уверены, что сегодня назрела необходимость чаще говорить пенсионерам о том, как не попасть в ловушки злоумышленников. С теми пожилыми людьми, которые контактируют с нашей службой, мы постоянно ведём беседы, призывая их быть внимательными и осторожными. Но есть те, кто не часто обращается в центр за помощью, на них и рассчитана лекция «Не дай себя обмануть», в конце которой слушатели получили памятку со всей необходимой справочной информацией. Полагаю, подобные встречи могут стать регулярными, что позволит снизить количество обманутых граждан.

Нюанс

Набирает обороты мошенничество в формате «угадай-ка». Приличные барыши сулят во время телевикторин, в которых нужно отгадать легчайшее слово. Но в результате после звонка по указанному телефону вы не только не получаете выигрыш, но с телефона пропадает положительный баланс.

Интересно, что помимо гигантской надписи «прямой эфир» - в телестудии, где проходит игра, в самом низу экрана спрятаны почти нечитаемые мелкие буковки «программа идёт в записи».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА