Новости

Любить жизнь и удивляться

Любить жизнь и удивляться

Иван Тимофеевич Аржевикин
Иван Тимофеевич Аржевикин
«Война разлучила меня с родной деревней», - вспоминает ветеран-фронтовик Иван Тимофеевич Аржевикин. В большой семье Аржевикиных было одиннадцать детей, отец работал в колхозе бухгалтером, мама трудилась дома. Мальчишкой Ивану нравилось учиться у дяди водить машину.

С первых дней войны отец Тимофей Фомич и старший сын Георгий ушли защищать родную землю. Иван после восьми классов поступил в фабрично-заводское училище в Черногорске. Там ему сразу понравилась красивая форменная одежда - дома-то младшие дети донашивали одежду старших, заплата на заплате, питание тоже было неплохое. Мастера готовили специалистов для местных угольных шахт. После учёбы ребята тренировались на стадионе, сдавали нормы, чтобы быть готовыми к труду и обороне. В военкомате на их заявления с просьбой отправить добровольцами на фронт, наложили резолюцию «до особого вызова». Ребята продолжали учиться и работать на шахтах Черногорска. И вот наступил день, когда 30 выпускников ФЗУ отправились на фронт на проходящем с Дальнего Востока поезде. Весной 1942 года новобранцы прибыли в подмосковную Коломну. Здесь Ивана зачислили в 493-й полк РГК, дали санитарную сумку.

- Полк двинулся в юго-восточном направлении, в Калач на Дону, мы отступали, - рассказывает Иван Тимофеевич, - враг, обозлённый разгромом под Москвой, рвался к Сталинграду. Раненых было много, я едва успевал перевязывать, накладывать шины, медсестра Люся ставила уколы. Двое сильно покалеченных бойцов просили меня пристрелить их, чтобы не мучиться, я успокаивал как мог, а сам до слёз переживал.

В сентябре 1942 года Ивана ранило, в санитарной машине в это время находилось ещё десять беспомощных бойцов. Шофёр погиб, осталась в живых медсестра, Иван перебрался в кабину, тут и пригодилось небольшое умение водить машину. Так спасли бойцов от наступающих фашистов. За это рядовой Аржевикин был представлен командиром к медали «За боевые заслуги». После госпиталя солдат продолжил воевать: подносил снаряды, был наводчиком, заряжающим пушки - 76-милимметрового орудия. Его 493-й полк участвовал в боях на Воронежском фронте. Ветеран вспоминает, как трое суток ночью добирались до Курска, который был уже освобождён.

- Меня назначили шофёром для доставки снарядов к линии фронта, - рассказывает Иван Тимофеевич, - только спустился в ложбину, налетело немецкое «вороньё» с чёрными крестами, едва успел выскочить из кабины, как машина взорвалась. Сижу у дороги, слёзы размазываю, машину жалко. Дали задание - обслуживать пушку, подносить снаряды.

Позднее назначили старшину Аржевикина командиром орудия. Второй раз в бою он был ранен, неделю находился без памяти, позже его представили к медали «За отвагу». Иван Аржевикин участвовал в освобождении Украины. Он был единственным в полку из Сибири. Комбриг Бразголь называл его «сибирячок», однополчане звали «Ваня-сибиряк». После боёв за Киев комбриг сказал: «Ну, сибирячок, представляю тебя к ордену Красной Звезды».

В 1944 году получил Иван печальное известие: погиб отец под Ленинградом. Мама старалась поддержать сына, писала письма, рассказывала ему, как дела дома.

Вместе с полком Ваня-сибиряк участвовал в освобождении Польши, взятии городов Германии. Победу встретил в городе Торгау, ранним утром его разбудил офицер связи, белорус, лейтенант Осколкин, крикнув: «Ваня-сибиряк! Победа!». Отметили, всех вспомнили, оплакали погибших товарищей, порадовались скорой встрече с родными, но Иван служил ещё до 1948 года.

В 1946 году ему дали двухмесячный отпуск, удалось повидать родных, обнять маму. Старший брат уже был демобилизован, и парни сделали ремонт дома. После службы Иван работал на слюдяной фабрике Заозёрного, заочно учился, был избран комсомольским секретарём. Когда он, статный красавец, заходил в слюдяной цех, всё женское внимание было только ему. Но Иван пока о своей семье не думал, чтобы облегчить жизнь маме, стал строить для неё и младших братьев и сестёр дом. Но парня перевели в Ачинск строить слюдяную фабрику. Он работал и продолжал заочную учёбу в институте цветных металлов, в Ачинске его избрали депутатом горсовета. На строящемся предприятии встретил Иван и свою судьбу - нормировщицу и красавицу Алю Иванову. Из-за учёбы пришлось переехать в Красноярск, вместе с женой трудился на комбинате железобетонных конструкций.

Перед пенсией Иван Тимофеевич работал по своей изначально полученной профессии - главным горняком на комбинате «Красноярскуголь». Потом ещё десять лет был занят в проектировании и строительстве стадиона на острове Отдыха, подземных переходов. С благодарностью вспоминает проведение строительных штабов с экс-руководителем края Павлом Федирко.

Иван Тимофеевич вступил в 88-й год своей жизни, которую считает счастливой. У него сын, дочь, внуки - радость для них с женой. Человек он общительный, любит людей, ходит на встречи со школьниками, ветеранами своего Ленинского района и в городской совет. Непоседа, неугомонный человек - ветеран берёт трость, садится в автобус и едет в любой конец города на мероприятия. А ещё Иван Тимофеевич пишет стихи и дарит их близким и знакомым. Он сохранил одно из лучших качеств - удивляться и радоваться тому, что происходит вокруг.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА