Новости

Попали в свою колею

Попали в свою колею

Обсуждение изменений схемы движения общественного транспорта Красноярска вызвало большой общественный резонанс. Количество обращений, электронных писем и звонков, поступивших в адрес департамента транспорта, подобралось к отметке в две тысячи. Причём свои мнения по поводу организации того или иного маршрута горожане отправляли не только в администрацию, но и в нашу газету. Сегодня мы публикуем ответы на ваши письма и обращения, а также первые итоги общественного обсуждения.

Реформа маршрутов: все «за» и «против»

Можно сразу сказать, что предлагаемые изменения транспортной схемы, не являются глобальными. Количество маршрутов сохраняется, и даже появился дополнительный троллейбусный. Направление и протяжённость по большей части тоже остаются без значительных корректировок. Зато увеличивается эффективность транспортных сообщений, поскольку они становятся более доступными для красноярцев.

Ни для кого не секрет, что Красноярск является бурно развивающимся городом. Появляются новые микрорайоны, социальные, культурные и спортивные объекты, поэтому и меняются пассажиропотоки. Какие-то из них уменьшаются, какие-то увеличиваются - в любом случае на эти процессы необходимо реагировать, ведь консерватизм здесь не уместен. Но всё же изменения в такой чувствительной сфере, как общественный транспорт, в котором ежедневно передвигаются тысячи горожан, необходимо проводить только с учётом мнения большинства. И если возникает недопонимание, то стоит либо разъяснить эффективность той или иной меры, либо отказаться от её применения в корне.

Общественное обсуждение планов по реформированию маршрутной схемы показало, что администрация города и население готовы к взаимному диалогу. Часть предложений, подготовленных рабочей группой, которая состоит не только из специалистов департамента транспорта, но также из депутатов городского Совета, представителей министерства транспорта Красноярского края и научных сотрудников Сибирского федерального университета, красноярцы восприняли положительно. Но некоторые из них встретили жёсткий отпор, и здесь, как заверяют специалисты, наперекор общественному мнению никто не пойдёт.

- Несмотря на то, что обсуждение официально проводилось до 24 февраля, мы принимали обращения граждан вплоть до нынешнего понедельника, - рассказывает заместитель главы города - руководитель департамента транспорта Красноярска Олег Якубович. - Всего к нам поступило 1 859 обращений, и 80 процентов из них - по электронной почте. Радует, что интернет-направление, серьёзно развивается, и мы получаем электронные письма не только от молодёжи, но также от пенсионеров и людей преклонного возраста.

Красноярск бурно развивается, поэтому регулярно в городе появляется потребность в модернизации существующей схемы движения общественного транспорта.

По словам Олега Петровича, из общего потока обращений больше половины касалось вопросов изменения транспортной схемы всего лишь двух маршрутов. Красноярцы высказались категорически против сокращения движения 85-го автобусного маршрута до железнодорожного вокзала и переводу 91-го на проспект Свободный. Из 939 человек, обратившихся по этому поводу в департамент, только пятеро высказались «за». Мнение пассажиров, безусловно, не останется без внимания, и, скорее всего, эти маршруты останутся нетронутыми. Почему «скорее всего» - потому что всё решится в середине марта на заседании рабочей группы.

По поводу изменения схем движения других автобусных маршрутов мнения красноярцев разделились. Так, например, предлагалось маршрут № 3 перенести на улицу Кутузова и вместо пазиков пустить по нему большие просторные автобусы, а № 8 перенаправить на улицу Щорса. Кто-то поддержал это, кто-то выразился против, поэтому в связи с неоднозначностью реакции горожан решение будет принимать рабочая группа.

Предложение по сокращению маршрута № 50 сначала было воспринято жителями Солнечного негативно. Но когда им объяснили, что в этот район будет заходить 87-й и ничего, по сути, не поменяется, многие своё мнение поменяли. Поэтому опять же, скорее всего, изменение схем движения по данным маршрутам произойдёт уже весной.

Несколько десятков писем от красноярцев поступило по поводу движения троллейбусного маршрута № 15, который появился в нашем городе в начале февраля. Пассажиры недоумевали, почему его пустили не до университета, как ожидалось ранее, а до БСМП.

Окончательное утверждение планов реформирования системы городских маршрутов произойдёт в середине марта после заседания межведомственной рабочей группы.

- Действительно, анализ пассажиропотока показал, что сегодня существует потребность в организации прямого сообщения между Зелёной Рощей и Сибирским федеральным университетом, - объясняет Олег Якубович. - Но дело в том, что ещё на стадии обсуждения этого маршрута обнаружилось, что существует проблема с линией электропередачи - контактная сеть находится близко с высоковольтной. Это запрещено техническими условиями, поэтому было решено организовать маршрут до БСМП, что, кстати, с большой благодарностью восприняли жители улицы Курчатова.

По организации новых маршрутов, которые предлагали горожане в ходе обсуждения, специалистам департамента не удалось выделить какую-то определённую систему, поскольку все предложения носили разрозненный характер. В связи с этим здесь вряд ли стоит ждать каких-либо изменений.

- В современном крупном городе беспересадочную маршрутную сеть создать невозможно, - заявляет Олег Якубович. - Каждый исходит из личных потребностей. Но в любом случае при появлении новых центров притяжения пассажиров маршрутная сеть будет развиваться. Если вы заметили, ещё до начала общественного обсуждения в микрорайоне Покровском начали ходить автобусы. Там была острая необходимость, и мы не могли затягивать с решением вопроса. Город растёт, и уже на стадии строительства новых дорог и микрорайонов необходимо продумывать транспортную инфраструктуру и новые маршруты.

Маршруты прошлого

Первые автобусные маршруты Красноярска, появившиеся в самом конце тридцатых годов прошлого века, не были протяжёнными и проходили по большей части по центральным улицам города. Их названия говорят сами за себя: № 1 «Старый базар - железнодорожный вокзал»; № 2 «Ул. Сурикова - кирпичный завод»; № 3 «Железнодорожный вокзал - мелькомбинат».

Занималось перевозками не муниципальное, а региональное учреждение - Краевое управление автомобильного транспорта, созданное в сентябре 1939 года. В его подведомственной организации, Красноярской межрайонной конторе автотранспорта, тогда числилось восемь автобусов марки ГАЗ-03-03, осуществлявших внутригородские перевозки по нашему городу. Эти советские машины обладали вместимостью всего в 17 пассажиров, включая шофёра. Их кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой и тремя дверями: правая передняя боковая предназначалась для входа и выхода пассажиров и была снабжена контроллером в виде длинного рычага с ручкой, позволявшего водителю открывать и закрывать дверь по мере надобности; левая передняя боковая была водительской, а задняя - запасной. Само собой разумеется, что о комфорте пассажиров и сокращении интервала движения тогда речи никто не вёл - довольствовались тем, что есть.

Первый маршрут по правобережью Красноярска был открыт в 1948 году. К тому времени управление получило семь автобусов марки ЗИС-8 и четыре немецких грузовых автомобиля «Опель», переоборудованных для пассажирских перевозок. Движение по маршруту осуществлялось от Большого понтонного моста до Авиадома с остановками «Посёлок 1 августа», «Завод Побежимова», «Судремзавод» и «Школа № 46».

Следующий этап развития транспортной схемы связан с 50-и годами ХХ века. На службу городу стали поступать автобусы новых марок ЗИЛ-154 и ЗИС-155, производители которых взяли за основу американский аналог вместимостью до 60 человек. Мощность их двигателей в 90 лошадиных сил позволяла развивать скорость до 70 километров в час, и они на время стали самыми популярными в Советском Союзе.

Тогда же, в 1958 году, в Красноярске было организовано Трамвайное управление. Первый рельсовый маршрут обслуживало 19 поездов, а перевозки проходили по линии «Предмостная площадь - КрасТЭЦ». Через год появилось и первое троллейбусное депо, по которому было открыто сразу два маршрута: «Железнодорожный вокзал - ул. Просвещения» и «Железнодорожный вокзал - аэропорт».

Дальнейшее развития транспортной схемы происходило поэтапно и было связано по большей части с развитием отечественной экономики и появлением новых марок автобусов, троллейбусов и трамваев. Так, к примеру, в 1980 годах в Красноярске уже насчитывалось пять объединений пассажирского транспорта, осуществлявших внутригородские перевозки.

В начале 1990-х годов автотранспортный парк муниципалитета сильно устарел и уже не мог справиться в должной мере с перевозками. На рынке услуг стали появляться частные предприниматели. Многие из них попали в эту сферу на волне капитализации и, по сути, были случайными людьми: к примеру, человек имел водительские права, покупал старенький автобус и начинал заниматься извозом. Всё это порождало некий хаос в сфере организации перевозок, так как многие маршруты дублировали друг друга, появлялись буквенные обозначения «а», «б», «к», которые вводили в заблуждение горожан, стимулировали частников вести гонки на дорогах. Всё изменилось в 2008 году, когда было проведено исследование пассажиропотока, администрация города свои волевым решением сократила количество автобусных маршрутов со ста до 65, ввела жёсткие требования к частным перевозкам и организовала за ними усиленный контроль. Сегодня можно утверждать, что это оказалось эффективным решением проблемы как для пассажиров, наконец, ощутивших должный комфорт, так и для разгрузки транспортной инфраструктуры города.

Интервал уменьшится

«Я пенсионер, ветеран труда. Живу в центре. Как и многие, я стараюсь купить что-нибудь подешевле на рынке. С 1 января изменили схему движения маршрута № 49, и теперь добираться до Енисейского и Южного рынка мне стало проблематично. Какую-нибудь альтернативу собираются вводить? Пенсионерка, Галина Никитина».

«Очень хорошо, что сегодня муниципалитет уделяет должное внимание маршрутчикам. Появляются приборы ГЛОНАСС, позволяющие их контролировать, стали объявлять остановки. Но вот почему по улице Свердловской ходит всего только два маршрута - № 50 и № 30? Рано утром, особенно в выходные и праздничные дни, интервал движения автобусов составляет от 45 минут до одного часа. Представляете, как холодно столько времени ждать на остановке? С уважением, жители ул. Свердловской».

Несмотря на то, что красноярцы, написавшие оба эти письма, живут в разных районах города, проблема у них по сути одна. Так, по поводу первого обращения в администрации города нам объяснили, что сегодня из центра Красноярска до рынков, о которых пишет наша читательница, можно добраться на маршруте № 30, схема которого изменилась с 24 февраля этого года. Но здесь стоит уже обратиться ко второму письму, поскольку сегодняшний перевозчик, осуществляющий сообщение всё по тому же 30-му маршруту, не в полной мере справляется со своими обязанностями, и у департамента транспорта есть к нему претензии. Неоднократно составлялись протоколы о нарушении расписания движения, и сейчас специалисты ведомства планируют привлечь на этот маршрут дополнительных перевозчиков.

Однако быстро данную проблему не решить, ведь если перенаправить автобусы какого-либо автотранспортного предприятия на проблемное направление, то, соответственно, это может навредить другому маршруту, с которого были сняты машины. Тем не менее работа ведётся, и вопрос должен разрешиться.

Что же касается маршрута № 50, то в случае, если будет принято решение о сокращении его протяжённости до БигСи в микрорайоне Северном, даже при существующем количестве автобусов уменьшится интервал движения, и пассажирам уже не придётся ждать его на остановке столько, сколько приходилось раньше.

Проект в разработке

«Недавно я побывала в Москве, где прокатилась в очень комфортабельном трамвае. Хотелось бы узнать, когда в Красноярске обновится такая же техника? Антонина».

В департаменте транспорта нам ответили, что последний новый трамвай в Красноярске был куплен в 2009 году. В настоящее время разрабатывается техническое задание для технико-экономического обоснования проектирования и строительства линии скоростного трамвая. Вместе с тем в концепции транспортного развития города до 2015 года предусматривается приобретение новых подвижных единиц горэлектротранспорта.

Мне в Простоквашино

«Из средств массовой информации узнал, что в скором времени планируют изменить маршруты микрорайона Солнечного. Большая просьба этого не делать! У нас всего два автобуса, на которых можно добраться до дому. Если один из них отберут, то представляете, что будет? Андрей».

Специалисты департамента транспорта уверяют, что жителям Солнечного беспокоится не о чем. Смысл предлагаемых изменений маршрутов № 50 и № 87 заключается в том, чтобы ликвидировать дубляж и повысить эффективность транспортных сообщений. Анализ исследования пассажиропотока показал, что у жителей Свердловского района нет необходимости ехать в микрорайон Солнечный. Все корреспонденции 50-го маршрута фактически заканчивались микрорайоном Северный, и пробег от Северного до Солнечного оказывался малоэффективным. Чтобы стабилизировать работу 50 маршрута, его предлагают сократить до БигСи в Северном.

Простоквашино, где была конечная остановка маршрута № 50, ни в коем случае не останется без автобуса. Конечную остановку маршрута № 87 предлагается организовать в Простоквашино, от которой автобусы будут двигаться прежним путём через Солнечный и ехать в центр города. Что же касается интервала движения, то у маршрута № 87 он достаточен, чтобы справиться с сегодняшним пассажиропотоком.

Когда согласия в соседях нет

«Верните, пожалуйста, маршрут № 58 на проспект Красноярский рабочий! При существующей схеме движения на нём очень неудобно добираться до дома. Жители улицы Парашютной».

Изменение схемы движения этого маршрута были проведены ещё в 2008 году. Причём перемены были вызваны тем, что какое-либо транспортное сообщение по улице Вавилова, где сейчас ходит автобус, отсутствовало. Исследования красноярского пассажиропотока, проведённые Московским научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), показали, что потребностей к возвращению к старой схеме сегодня нет. К тому же, как заверяют в департаменте транспорта, вряд ли выразят солидарность с жителями улицы Парашютной жители улицы Вавилова.

- Мы считаем, что 58-й маршрут целесообразно оставить в существующей схеме движения, - отмечают в департаменте транспорта. - Тем более что часть пути он проходит по проспекту Красноярский рабочий: автобус только в районе улицы Затонской уходит на улицу Вавилова.

До КрАЗа без пересадок?

«Здравствуйте! Почему по Красноярскому рабочему нет маршрута, который бы следовал до КрАЗа? К примеру, 98-й маршрут всегда ходит пустой - почему бы его не пустить по проспекту? Нам приходится делать одну, а то и две пересадки - это очень неудобно и затратно по времени. Пожалуйста, решите эту проблему, вас поддержат 70 процентов работников КрАЗа, так как большинство заводчан проживают именно на проспекте Красноярский рабочий. С уважением, Лана».

В департаменте транспорта нам объяснили, что полностью организовать беспересадочное движение пассажиров в таких крупных городах, как Красноярск, невозможно. У каждого человека есть собственная ежедневная логистика, и если подстраивать под него индивидуальный маршрут, то не будет ни экономической эффективности, ни продыха на дорогах. Любая схема движения общественного транспорта должна исходить из массовой потребности пассажирского потока.

- В сравнении с другими городами Сибири красноярская маршрутно-транспортная сеть является одной из самых удачных, - рассказал заместитель руководителя департамента транспорта Игорь Ким. - Коэффициент «пересадочности» составляет менее двух процентов - то есть менее двух процентов от общего количества пассажиров осуществляют поездки с пересадками. Это говорит о том, что большинство горожан ежедневно добираются до необходимого места на одном автобусе. А в других городах региона (например, в Кемерово) этот коэффициент значительно больше, и там это считается нормальным. Человек добирается до какой-либо центральной магистрали и пересаживается на подходящий ему маршрут.

Если же говорить о работниках КрАЗа, то анализ пассажиропотока, проведённый Московским научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), показал, что основная часть заводчан проживает не на проспекте Красноярский рабочий, а в Зелёной Роще, на улице Краснодарской и в микрорайоне Северном, откуда движение общественного транспорта до завода налажено без пересадок. Массового потока пассажиров с проспекта Красноярский рабочий, согласно исследованиям, на КрАЗ не осуществляется. Что же касается маршрута № 98, то перевозчик просто-напросто не работал, если бы его пассажиропоток равнялся нулю.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА