Новости

За контракт ответит офицер

За контракт ответит офицер

ФКС не замена, а расширение действующего механизма госзаказа

_Совершенствованию предела нет. Это в полной мере справедливо в отношении Федерального закона № 94-ФЗ, определяющего механизм исполнения государственного и муниципального заказа. Новшества в этой области происходят ежегодно. К примеру, в 2011 году все регионы и муниципалитеты страны освоили торги на федеральных электронных площадках, а в наступившем ожидается новация, которую многие считают радикальной - принятие закона о Федеральной контрактной системе (ФКС). _

Руководитель департамента муниципального заказа Красноярска Владимир Щербенин считает, что с принятием этого закона точка в совершенствовании организации выполнения контрактов поставлена не будет.

- Владимир Федорович, насколько трудным оказался для города переход на федеральные торговые площадки?

  • Для нас он был не очень сложен. Дело в том, что мы в своё время разработали совместно с институтом математического моделирования собственное программное обеспечение для проведения электронных аукционов и провели на своём сайте 300 электронных торгов. Но всё равно, переход на федеральные платформы потребовал переобучения, освоения новых методов работы. Кроме того, на начальном этапе работы площадок часты были неизбежные сбои. Для того чтобы без серьёзного напряжения пройти этот период отладки, мы в 2010 году подготовили большой объём конкурсной документации и в начале 2011 года провели в «ручном» режиме 400 аукционов - закон позволял нам это сделать. Таким образом, мы прошли наиболее сложный период января - марта, а к электронным аукционам подключились в середине апреля, когда закончилась обкатка. Поэтому переход не сказался на выполнении муниципального заказа - все контракты, важные для жизнедеятельности города, были заключены в срок.

- В своё время много говорилось о том, что с переходом на федеральные площадки к нам хлынут недобросовестные поставщики из других регионов, которым важно любой ценой заполучить контракт, а дальше хоть трава не расти. Оправдались ли эти ожидания?

  • Действительно, мы опасались, что из других регионов придут фирмы, которые ничего делать не умеют, и мы о них ничего не знаем. Однако этого не случилось. Некоторое «районирование», видимо, всё-таки сложилось. Правда, есть фирмы - новосибирские, челябинские, петербургские, московские, - которые принимают участие в наших торгах. Например, в части поставок медицинского оборудования. Но так получилось прежде всего потому, что столичные и петербургские компании доминируют на этом рынке. В целом же опасения о наплыве неквалифицированных участников торгов не подтвердились.

В центре словосочетания «Федеральная контрактная система» стоит слово «контрактная», поэтому система направлена на реализацию контрактов. За те деньги, которые определены на торгах, в положенные сроки и с тем уровнем качества, который заложен в документации.

Впрочем единичные факты были. Вплоть до участия в торгах фирм, «отцы и матери» которых зарегистрированы в оффшорных зонах. Посредством дочерних структур они выходят на объекты коммунального хозяйства. Не очень понятно, как такие компании собираются выполнять принятые обязательства, очевидно, с привлечением субподрядчиков.

Конечно, мы приветствовали бы местных предпринимателей, которые пришли бы с соответствующими товарами и услугами, но закон не позволяет оказывать преференции бизнесу только на основании того, что он местный.

- Известно, что закон будет совершенствоваться. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Федеральной контрактной системы, о которой уже давно говорят?

  • Мы ожидаем появления закона о федеральной контрактной системе. Различные варианты этого документа, что называется, витают в воздухе в качестве предмета обсуждений в интернет-сообществе и на всякого рода совещаниях. Есть несколько вариантов. Одним из авторов является известное учебное и исследовательское заведение России - Высшая школа экономики. Министерство экономического развития РФ подготовило и отстаивает свой проект. Очень активную позицию в вопросе занимает ФАС РФ. Антимонопольные органы согласны с тем, что Федеральный закон ФЗ-94 должен совершенствоваться, и принципиальных возражений против создания ФКС не имеют. Однако у них своя точка зрения, какой именно должна быть эта система. В феврале Министерство экономического развития направило подготовленный проект на межведомственное согласование. Оно должно пройти достаточно быстро, очевидно, в течение месяца-двух будет выработан окончательный вариант. Правительство планирует внести закон в Госдуму, чтобы в течение первого полугодия он был принят и ФКС стала реальностью.

- Что Вы ожидаете от этого закона?

  • ФКС, как мы её себе представляем, безусловно, должна продвинуть вперёд решение многих вопросов. В том числе один из главных - борьба со сговорами участников торгов. Одно из предложений - установить нижнюю ценовую границу торгов - скажем, снижение первоначальной цены возможно не более чем на 20 процентов. Это позволит ограничить размах демпинга и намерения тех компаний, которые хотели бы извлечь из своих неправильных действий определённую выгоду.

Большое значение мы придаём необходимости принятия решений по поводу невыполнения контрактов. Сроки зачастую затягиваются, и не только по вине исполнителей. Бывают и по вине заказчиков. А процедура разрешения этой ситуации на сегодня несовершенна. Предлагается два варианта решения спора: либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. Судебная процедура, конечно, длительная. А до тех пор пока суд не «развёл» заказчика и поставщика, деньги связаны бюджетными обязательствами и контракт не выполняется. Уходит время. При этом надо учитывать, что бюджетные обязательства формируются исходя из трёхлетнего планового периода. Это означает, что срыв выполнения контракта в текущем году может создать проблему на три года вперёд. Особенно это касается важных для населения объектов - школ, детских садов. Сроки срываются, что приводит к неудовольствию граждан. Поэтому появилось предложение создания межведомственных комиссий, которые в течение 10 дней должны рассмотреть вопрос и принять решение по поводу действий того или иного участника. Мы приветствуем такой подход, потому что надо искать механизм расторжения контракта либо его корректировки исходя из того, как обстоит дело в текущий момент. Не всегда виноваты исполнители. Бывают и объективные причины, например, низкое качество документации, какие-то природные явления, которые повлияли на сроки. Всё это необходимо учитывать.

Большой раздел, который займёт одно из важных мест в контрактной системе, это планирование. Планирование постепенно внедряется уже сейчас, чтобы упорядочить задачи, стоящие перед заказчиками. Но и предприниматели, если они внимательно работают, анализируют ситуацию, смогут сориентироваться, в какой момент надо подавать заявку, на какие объекты. Планирование существует пока в зачаточном виде, но после появления закона о ФКС, очевидно, в 2013 году эта задача будет решена, и тогда думающие заказчики смогут ориентироваться в своих интересах и понимать, какие деньги и в какие сроки бюджет будет направлять на выполнение того или иного заказа. И, соответственно, ещё до начала торгов будет известно не только когда объявляется аукцион или конкурс, но и в какие сроки должны исполняться контракты.

- Одна из позиций проекта закона, вызывающая оживлённую полемику, - механизм общественного контроля. Некоторые считают, что это может полностью парализовать выполнение государственного и муниципального заказов…

  • Да, общественному контролю уделяется большое внимание. Но он, видимо, будет оформляться в виде каких-то структурных подразделений. Например, планируется создать при Правительстве РФ общественный совет с очень большими полномочиями. Видимо, такие же советы будут созданы при региональных органах власти и органах местного самоуправления муниципальных образований. Туда войдут представители предпринимательских объединений, возможно депутаты. Члены совета могут принимать участие в работе конкурсных комиссий, затребовать необходимые материалы, дать оценку торгам. Их работа может носить как разовый характер, когда появляются какие-либо жалобы, так и плановый - в частности, в виде плана проверок.

Но главное внимание уделяется исполнению контрактов. Это очень важный вопрос. Здесь влияют много факторов, в том числе и принципиальность заказчика. Поэтому есть такое экзотическое предложение, как формирование реестра недобросовестных заказчиков, это те заказчики, которые допускают срыв работ из-за задержек оплаты, некачественной документации. К попавшим в данный список, безусловно, будут применены санкции закона.

В срыве контрактов всегда виноваты исполнители. Бывают и объективные причины, например, низкое качество документации, какие-то природные явления, которые повлияли на сроки. Всё это необходимо учитывать.

- Сможет ли Закон о ФКС радикально изменить сложившуюся практику заказа?

  • Конечно нет. На самом деле речь идёт не о замене Закона № 94-ФЗ, а о его дополнении и расширении. Можно сказать, что Закон № 94-ФЗ - это сердцевина, механизм. Закон о контрактной системе не изменяет принципы работы механизма, но дополняет его различными агрегатами - планированием, контролем, мерами ответственности. Таким образом, создаётся система, или среда для максимально эффективного выполнения государственных и муниципальных заказов.

В центре словосочетания «Федеральная контрактная система» стоит слово «контрактная», поэтому система направлена на реализацию контрактов. За те деньги, которые определены на торгах, в положенные сроки и с тем уровнем качества, который заложен в документации.

Интересным новшеством является ведение каждого контракта офицером - это условное название, используемое в прессе. Имеется в виду тот же специалист администрации, который отвечает от начала до конца за исполнение обязательств по договору. Сегодня он отвечает перед своим начальником. В новой трактовке будет, очевидно, введена ответственность и перед законом. Критерии оценки - как контрактный офицер осуществляет контроль в тех элементах, которые являются для бюджета очень важными. Это новое требование, которое будет предъявляться муниципальным и государственным служащим, имеющим статус контрактного офицера. Конечно, он будет вести не один контракт, и, разумеется, ему потребуются профессиональные знания в этой области. Например, если речь идёт об организации услуг питания, то он должен разбираться в таких вопросах, как качество питания, маркетинг, ритэйл и многое другое, что надо знать профессионально.

- Аукцион позволяет добиваться бюджетной экономии, но не всегда гарантирует качество выполнения поставок, работ или услуг. Что предлагается в этом смысле?

  • Реально сегодня форм размещения заказов несколько. Их можно перечислить: конкурс, аукцион, запрос котировок. Львиная доля торгов - аукционы в электронном виде. Есть предложение перевести запросы котировок в ранг коротких аукционов. Получается две формы, из которых аукцион преобладающая. ФАС отдаёт предпочтение именно этим видам торгов и не приветствует другие формы. Минэкономразвития считает, что очень важно учитывать все факторы, включая производственную базу, наличие квалифицированных рабочих, истории компании. Это дополнительная гарантия, чтобы объекты, которые возводятся на бюджетные деньги, строились качественно и в срок. Поэтому появление дополнительных форм размещения заказов министерством приветствуется. Если брать предпоследний вариант закона, предложенный Минэкономразвития, то там перечислены варианты восьми способов размещения заказов, включая иные способы, которые может предложить заказчик. В том числе и весьма необычный - размещение заказов путём ведения переговоров, в основе которых лежит какое-то коммерческое предложение. И если переговоры будут открытыми с точки зрения публикования протоколов, мнений, намерений, то такая форма вполне имеет право на существование. Это сложно, но тем не менее возможно. В целом мы многого ждём от этого федерального закона. Единственное опасение - чтобы система не получилась сверхсложной и забюрократизированной.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА