Новости

По правилам площадки

По правилам площадки

Плюсы и минусы электронных торгов

В объёме муниципального заказа Красноярска электронные торги сегодня занимают 80 процентов. Получены положительные итоги, но, как отмечают специалисты департамента муниципального заказа, имеются и некоторые недостатки.

Начнём с выбора. Торги Красноярска проводятся на площадке ММВБ. Речь идёт не о знаменитой бирже, а об её «дочке» в статусе ЗАО. Выбор именно этой площадки был определён исходя из нескольких факторов. Первый - в Красноярске есть представительство этой площадки, что значительно упрощает взаимодействие. Второй - специалисты ММВБ помогли организовать бесплатные курсы для обучения сотрудников департамента и сотрудников заказчиков - различных муниципальных структур Красноярска, предпринимателей. Всё это, конечно, было сделано с прицелом на то, что обученные люди придут работать именно на эту площадку. Так оно и случилось. И сегодня город Красноярск с его заказами составляет более шести процентов объёмов торгов на этой платформе. Много это или мало? Достаточно много, если учесть, что здесь работают 30-35 тысяч заказчиков. По этому параметру, кстати, ММВБ занимает не первое место - по количеству заказчиков лидирует площадка Сбербанка.

При выборе оператора был учтён ещё один фактор. Специалисты оценивали торговые площадки, созданные ММВБ и РТСБ, как обладающие колоссальным ресурсом защищённости. Дело в том, что обе биржи имеют громадный опыт организации электронных торгов. Однако «дочка» ММВБ создала полностью свои системы, и они, как полагают специалисты, не такие мощные, как были наработаны самими биржами. От этого происходят определённые сбои в работе.

В практике это проявляется в наличии DоS-атак. Скорее всего, от таких атак не защищена ни одна из пяти действующих торговых площадок. Но когда площадка выдерживает такую атаку и реально это не сказывается на проведении торгов - это один уровень, а когда реально сказывается на подведении итогов - другой. DoS-атака - это «нападение» на вычислительную систему с целью довести её до отказа. Чаще всего это мера экономического давления: в данном случае срыв аукциона, который приводит к ощутимым финансовым потерям участников. К сожалению, подобный случай произошёл с одним из очень серьёзных муниципальных заказов Красноярска. В результате последствий DoS-атаки контракт до сих пор не выполняется.

ФАС России потребовала от всех площадок разработки комплекса мероприятий по защите. На это определено два месяца - январь и февраль. ФАС достаточно жёстко расправляется с площадками, если в их работе найдены нарекания.

Несмотря на то, что одной из задач электронных торгов было обеспечение анонимности участников, полностью достичь этого не удалось, поэтому многие заинтересованные лица, используя различные методы, получают информацию о том, кто принимает участие в торгах. Соответственно, получив эти сведения, они пытаются построить какие-то неформальные взаимоотношения, то есть договориться за пределами площадки.

Однако вряд ли проблему можно решить технологическими средствами. Дело в том, что участники добывают информацию о своих, так сказать, соперниках не с помощью каких-то ультрасовременных методов, они просто… созваниваются. Практически все они работают на этом рынке и друг друга знают. Такие контакты запретить невозможно, да и, на первый взгляд, в них нет ничего плохого. И даже если в ходе торгов возникают подозрения в сговоре, то это ещё нужно доказать, что крайне сложно сделать. Ведь никто не будет афишировать сговор - напротив, его участники постараются упрятать концы в воду. Они могут общаться как субподрядчики, коллеги, партнёры по некоторым объектам, наконец, просто как друзья.

Плюсы электронных торгов: они проходят быстро, по чётко определённой схеме. Нет публичных столкновений, которые, к сожалению, бывают во время проведения аукционов в «ручном» режиме. Кроме того, площадка - гарант заключения контрактов в положенные сроки. И если это условие не выполняется подрядчиком, то деньги, внесённые им в качестве залогового обеспечения, передаются заказчику в качестве бонуса. Таких случаев в прошлом году было несколько.

Лишиться залоговой суммы можно и иным путём. Например, представить недостоверную информацию. Причём неважно, сознательно ли искажена информация, или это результат ошибки. Достаточно три раза представить неверные данные, и залоговая сумма автоматически уходит в пользу заказчика. Это означает, что необходимо внимательнейшим образом проверять ту информацию, которую участник аукциона представляет. Бывали случаи, когда фирмы заявлялись на несколько торгов сразу. Естественно, сведения отправлялись, что называется, под копирку. В результате одна и та же ошибка повторялась несколько раз. Тут же включался механизм санкций. Таким образом, участник торгов из-за собственной невнимательности наказывал сам себя.

Естественно, никто не согласен добровольно расставаться с деньгами, возникают судебные иски. В прошлом году было рассмотрено два таких иска от фирм, которые достаточно активны в области борьбы за заказы (но не в области исполнения контрактов). Оба решения подтвердили правильность действий торговой площадки. Конечно, это ещё не конец судебной эпопеи, поскольку проигравшие обжаловали решения судов первой инстанции. Однако если эти решения не будут отменены вышестоящими арбитражными органами, то создастся важный прецедент.

Раньше, когда аукционы проводились в «ручном режиме» и департамент муниципального заказа применял санкции к недобросовестным поставщикам и подрядчикам, отношение в судах было другим - зачастую действия департамента трактовались как неосновательное обогащение за чужой счёт. С появлением федеральных торговых площадок создан механизм санкций - полностью в рамках действующего законодательства и поэтому не вызывающий двояких трактовок при рассмотрении исков.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА