Новости

Сарафан с серебром

Сарафан с серебром

Почему школьники не любят форму?

Варёная джинсовая юбка, цветные лосины, китайская блуза - на школьных фото начала девяностых годов девчонки одеты так, что сегодня без смеха не взглянешь. Таков был «дресс-код», и все требования учителей одеваться более сдержанно и по-деловому считались надоедливым брюзжанием. После отмены советской школьной формы все одевались кто во что горазд, и прийти на занятия в спортивном костюме для некоторых старшеклассников было в порядке вещей. Все хотели самовыразиться, но в итоге всё равно выглядели одинаково.

Реабилитирована школьная форма была только спустя два десятка лет. Учебные заведения стали пытаться возродить традиции единого стиля, родители и ученики поняли, что форма позволяет детям осознать свой статус. В Европе ученики престижные учебных заведений гордятся тем, что носят одежду, которая отличает их от остальных.

Через несколько лет школьная форма в России может стать обязательной. Такое предложение обсуждалось недавно представителями министерства промышленности и торговли РФ. Эксперты рассматривали перспективы производства инновационных текстильных материалов и изделий детского ассортимента. Выяснилось, что уже сегодня есть возможность организовать массовый пошив школьной формы на швейных фабриках страны. Отечественные модельеры и производители текстиля предлагают различные варианты школьной одежды, причём из новых, экологически чистых видов полушерстяных несминаемых и модных тканей с вложениями ионов серебра для обеспечения бактерицидных свойств. И, главное, недорогих. Такие ткани создаются в рамках инновационного проекта «Текстиль», который уже три года курирует Минпромторг.

Однако на показе моделей школьных форм из новых материалов зрители отметили преобладание серой и чёрной гаммы в одежде. Также выяснилось, что в России нет индустрии модной фурнитуры: школьная форма требует особых пуговиц, фирменных лейблов, гербов.

Ряд красноярских школ уже имеют собственный опыт внедрения корпоративных правил. Решение о введении дресс-кода принимается на усмотрение администрации учебного заведения и родительского комитета.

- Возобновление традиции ношения школьной формы - процесс сложный, - рассказывает Татьяна Жихарева, директор школы № 94. - Пять лет назад мы решили разработать для своего учреждения корпоративный стиль, который включал бы в себя и нормы поведения, и дресс-код. Родителям было предложено несколько вариантов будущей формы для учеников. В результате был выбран жилет в зелёно-жёлтой цветовой гамме с символом школы. Этот вид одежды долго сохраняется, его можно комбинировать.

Сейчас форму носят ученики начальной школы, приучить же старших детей к единому стилю в одежде сложно по разным причинам. Подростки хотят наряжаться и выделяться, привлекать внимание противоположного пола. Хотя в принципе ребята не против формы как таковой, но хотят, чтобы она выглядела удобно и модно.

- Как руководитель, я за дресс-код, тем не менее считаю, что давить на ребёнка по поводу того, как он одет, неправильно, - говорит Татьяна Жихарева. - Нужно понимать детскую психологию, через этот период, когда подросток заявляет о себе, протестует против правил, проходили многие. Наши ученики увлекались разными субкультурами - были и эмо, и готы, которые приходили на занятия в одежде, принятой в их компании. Я убедилась: когда не борешься, не заостряешь на этом внимание, относишься к увлечению подростка с пониманием, настроение ребёнка вскоре меняется, он перестаёт протестовать, возвращается к обычной жизни.

Аргументы в пользу формы достаточно веские. Во-первых, строгий, единый стиль одежды создаёт в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, он помогает ребёнку почувствовать себя членом определённого коллектива, ощутить свою причастность именно к этой школе, классу. Во-вторых, единая форма облегчает жизнь родителей. Выбрав один раз, они на весь год освобождены от метаний, что же приличное, симпатичное и доступное по цене купить ребёнку, дабы он выглядел достойно среди сверстников. Единая школьная форма уравнивает и позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.

- Обсуждая вариант школьной формы, мы учитываем разные факторы, - рассказывает Людмила Мухина, директор одного из красноярских ателье, специализирующихся на пошиве корпоративной одежды. - У семей есть возможность из десятка разных вариантов. Если зимой в школе очень жарко, мы отказываемся от жакетов и пиджаков, мальчикам предлагаем жилеты и брюки, девочкам - сарафаны и юбки. Я обязательно отслеживаю, как носятся изделия из той или иной ткани, если заказчики недовольны, меняем на что-то другое. Абсолютно натуральные ткани дорогие, мы остановились на габардине.

Большинство родителей теоретически за единую форму в образовательном учреждении. Однако встаёт финансовый вопрос. Дело в том, что пошив конкретной формы для отдельно взятой школы - работа индивидуальная. А это, соответственно, влияет на конечную цену. Так, тот же жилет, который родители могут найти за 300-400 рублей, в ателье будет стоить уже в полтора-два раза больше. Сарафан на ученицу начальной школы обойдётся примерно в тысячу рублей. Вроде бы выгодно, поскольку в магазине такая вещь может стоить гораздо дороже. Но есть семьи, которые не могут позволить себе потратить и эту тысячу, одежду они берут у знакомых или покупают совсем дешёвые вещи. Кроме того, мерки снимаются в мае, форма шьётся в течение лета и выдаётся детям к сентябрю. За каникулы некоторые ребята стремительно вырастают, крепчают и нередко форму приходится менять или перешивать. Да и за сам учебный год дети вымахивают, и к весне старая одежда становится мала.

Если инициаторы идеи об обязательной форме предложат какое-то действенное решение этих проблем, она имеет шансы воплотиться.

- Я не считаю, что единая форма как-то ущемляет ребёнка, не даёт ему самовыразиться, - говорит Марина Фильшина, мама десятиклассницы. - Моя дочь ходит в школу в джинсах, свитерах, водолазках, так одеты многие старшеклассницы. Замечания учителей дети воспринимают как ограничение личной свободы. Но если девочка ходит всё время в джинсах и полуспортивных свитерах - в чём здесь проявляется свобода? Дети сами себя ограничивают. Школьная форма, наоборот, даёт возможность примерить новый образ. Я уверена, что подростки должны иметь представление о дресс-коде, ведь кому-то из них придётся работать в компаниях, где есть корпоративные правила.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА