Новости

Семью не бросают

Семью не бросают

Регбийный клуб “Красный Яр” был образован в начале 2010 года. Несмотря на короткий срок существования, красноярские спортсменки практически сразу включились в борьбу за медали чемпионата и Кубка страны. В преддверии 8 Марта лидеры бело-зелёных, милые, весёлые девчонки, поделились мнением о своём неженском, на взгляд обывателя, виде спорта и перспективах “Красного Яра”. А главный тренер Валерьян БАГДАСАРОВ рассказал о жизни команды и, конечно, специфике занятий с представительницами слабого пола.

— Девчонки, как пришли в этот вид спорта?

Екатерина Казакова:

— Совершенно случайно. До этого достаточно долго занималась лёгкой атлетикой, потом скелетоном. Позвали — и я решила попробовать из любопытства, может, даже ради прикола. Не думала, что останусь и тем более, что попаду в сборную команду России.

Аксинья Довгалюк:

— Да мы все проделали похожий путь.

Анастасия Рыбакова:

— Я шесть лет занималась пауэрлифтингом. Потом на Мане попробовали поиграть в регби, мне очень понравилось. После этого Ксюха (Аксинья Довгалюк. — Прим. авт.) пригласила с собой, за компанию. И я пошла.

— Что зацепило Вас в регби?

Анастасия Рыбакова:

— Мне понравилось то, что это командный, игровой вид спорта. Все помогают друг другу. После пауэрлифтинга, индивидуального вида спорта, это имело своё значение. И тренировки здесь чаще, что позволяет больше времени проводить друг с другом. Мы же как большая семья.

Кристина Китаева:

— У нас не было возможности в лёгкой атлетике постоянно ездить на соревнования и за границу. Это интересно, весело, к тому же всюду — компанией.

— У женщин драки на поле происходят?

Екатерина Казакова:

— Драк, наверное, нет. Есть пиночки, какие-то стычки, но до большего дело не доходит. У нас игра джентльментская. Можно, конечно, на поле столкнуться, грубо ответить, но вне поля — все друзья.

Анастасия Рыбакова:

— Хотя именно внутри женского коллектива иногда бывают трудности. На сборах, когда все друг другу надоедают, начинают происходить ссоры.

Кристина Китаева:

— Бабские разборки. Но мы стараемся в команде никого не гнобить. Нас и так мало.

— Травмы серьёзные случаются?

Анастасия Рыбакова:

— Да, часто и нередко тяжёлые: носы постоянно ломаются, сотрясения, голеностопы, плечи, колени…

— Ужас! Как Ваши близкие к этому относятся?

Анастасия Рыбакова:

— Переживают, конечно.

Екатерина Казакова:

— К тому же какие-то вещи они всё равно не понимают.

Аксинья Довгалюк:

— И многого мы им не рассказываем. Мама три месяца не подозревала, что я занимаюсь регби. Я тогда ещё на лёгкую атлетику ходила параллельно.

— Есть надежда в ближайшее время приблизиться к флагману российского женского регби, РГУТИСу?

Кристина Китаева:

— Это зависит от условий.

Екатерина Казакова:

— Надо очень-очень стараться. Прежде всего, совершенствоваться в команде: отношение, настрой. Я не скажу, что у РГУТИСа условия намного лучше.

Кристина Китаева:

— Я считаю, что нам нужно больше сборов проводить. Живём в Сибири, и нам невозможно круглый год быть на поле, поэтому приходится тренироваться в зале. А в это время команды юга занимаются на поле. Как и москвичи, которые регулярно куда-нибудь выезжают. Тренировки в зале и на поле — разные вещи. И для игрового мышления полезнее, когда ты больше времени на поле проводишь. Это — один из показателей.

Екатерина Казакова:

— Согласна. Но не самый важный.

Кристина Китаева:

— Потом состав команды должен быть конкурентоспосбный. Необходимо иметь 14 боеспособных единиц. У каждого спортсмена должен быть конкурент, чтобы каждый игрок бился за своё место. А у нас есть семь человек, которые уверены, что в любом раскладе выйдут в основе. Соперничества нет.

Екатерина Казакова:

— Ещё нужно приходить на тренировку не как на развлечение. Необходимо настраиваться на каждый мяч, передачу, захват. У нас пока не совсем так. Если это исправить, то произойдёт очень серьёзный рост.

Кристина Китаева:

— Каждый человек в “Красном Яре” должен понять, что это нужно именно ему. Но тем не менее у нас перспективная команда, достаточно неплохой состав. И по сравнению со многими коллективами в России мы очень дружны. Конечно, бывают ссоры, но крайне редко. Команда, игроки которой горой стоят друг за друга, будет расти.

Анастасия Рыбакова:

— Другие удивляются, что мы так сплочены, не кричим друг на друга на поле и вне него. Я помню, как ко мне подошли девчонки из РГУТИСа и сказали, что у нас самая дружная команда, мол, у них такого нет.

— В чём же Вы уступаете РГУТИСу?

Кристина Китаева:

— В психологии. Да, у них опыта больше, но они также допускают ошибки. Физически, я считаю, мы не проигрываем. Совсем недавно ещё РГУТИС был вершиной. Сейчас же команды юга составляют им серьёзную конкуренцию. Все просто поняли, что бороться со РГУТИСом можно.

— Бывают ли такие ситуации, когда хочется покинуть регби?

Кристина Китаева:

— Бывает. Когда тяжело. Потом думаешь: “Да ладно, команду оставлять из-за этого не стоит”. Все уже стали родными и близкими. Семью не бросают.

Вместо послесловия

монолог главного тренера “Красного Яра” Валерьяна БАГДАСАРОВА:

— Первую тренировку мы провели 6 января 2010 года. А в 2011 году стали бронзовыми призёрами чемпионата России, в котором участвовало 12 команд. Сейчас готовимся к Кубку страны, который пройдёт 20 апреля в Анапе. В прошлом году в этом турнире заняли третье место. С тех пор в команде произошли перемены: покинули “Красный Яр” Екатерина Леонова, Даша Андрющенко, в декрет ушла Марина Клуб. Но к нам пришло много новых спортсменок, в основном студенток СФУ. Приходят люди, которые занимались лёгкой атлетикой или другими видами спорта по 8—10 лет. У человека с улицы вряд ли что-то получится в регби, потому что нужна физическая подготовка. Некоторые девчонки, допустим, не занимались год, но хотят продлить свою спортивную карьеру, продолжать заниматься профессиональным спортом. Регби — интересный вид спорта и быстро их захватывает. К тому же у нас действительно очень хороший, здоровый, весёлый коллектив, поэтому практически никто не уходит по своему желанию. Случается, что переезжают или покидают команду и спорт из-за проблем со здоровьем.

Перед нами стоит задача — усиливаться из собственных резервов. Мы сразу предпочли не идти по пути приглашения варягов. Они люди хорошие, всё замечательно, но чуть становится трудней — и след их простывает. Хотя у нас есть приезжие спортсменки, например, Екатерина Банкерова из Петербурга. Но она очень любит регби и говорит, мол, если нужно, я и бесплатно буду играть. Из-за того, что вид спорта ещё молодой, хорошо подготовленная девчонка в беге на 400 метров с барьерами может за год обойти человека, который занимается в несколько раз дольше — за счёт физических данных и одарённости.

У нас, честно говоря, существуют некоторые проблемы с количеством желающих заниматься: нет такого, что девать некуда. Красноярск — мекка регби, но многих отпугивает, что это контактный вид спорта. Люди, которые сидят на трибуне, видят эти жёсткие захваты, наверняка наслышаны о травмах, поэтому не хотят допускать в регби свою подругу или дочь. Специфичный вид спорта, бесспорно. Но при более тщательном рассмотрении, оказывается, не так страшен. И когда люди получают больше информации, конечно, сменяют гнев на милость. Вот недавно хорошую девчонку родители привели, Марию Праведных. Думаю, перспективный игрок.

Не хватает популяризации женского регби. Я, например, даю первое интервью прессе после окончания сезона. Это же ненормально, правильно? О пользе женского регби много говорить не надо. Простой пример: все девчонки учатся, некоторые уже окончили учёбу, они трудоустроены и живут интересной жизнью. Имеют возможность добиться успеха в олимпийском виде спорта. Лучшего и не придумаешь. Главное, чтобы девушки поняли: не так страшен чёрт, как его малюют. За два года ни одна спортсменка, которая пришла и хотя бы неделю потренировалась, не покинула команду. Труднее всего прийти на первое занятие.

Я всю жизнь до этого тренировал мужчин, поэтому заверяю, что различий с женщинами куча, и они существенные. Представительницы слабого пола более эмоциональны и патриотичны. Для них деньги — на втором плане. Главное — победа, коллектив, очень важны отношения. Пришло много новеньких девочек, я провожу тренировку, разбил их на две группы: в одной — опытные, в другой — молодые. И тут до меня дошло, что “старенькие” пожаловались второму тренеру: “Валерьян Иванович нас бросил и начал заниматься с новенькими. Мы уже ему не нужны”. Очень важно, чтобы они чувствовали свою необходимость. Для мужчин это имеет гораздо меньшее значение. Девочками всегда нужно интересоваться, каждая из них обязательно всегда должна быть в орбите моего внимания. Если я сегодня с кем-то не поговорю, не уделю времени, она подумает, что жизнь кончена. Вроде смешно, но это — психология женщин. Если они уважают мужчину и даже любят по-своему, им важно его внимание. Вот сейчас начнётся тренировка, я подойду к каждой из девчонок и что-то скажу, может, пошучу, подбодрю. Если этого не произойдёт, может случиться сбой системы. Разумеется, вначале я о подобных моментах не догадывался. Тренировал как мужчин: делил на четыре группы и шёл от одной к другой. Использовал различные методы. Но получалось, что с этой группой я разговаривал, а та — обижалась.

На сегодняшний день со РГУТИСом бороться нереально. Это — сборная команда страны. Однако мы растём, и очень быстро. В первый год они выставляли второй состав и легко побеждали. Сейчас мы с ними боремся, заставляя РГУТИС играть против нас уже основным составом. Придёт время, ведь у меня девчонки растут, а у них стареют, и поборемся на полном серьёзе. Древний Рим был велик, но ему настал конец, и на смену пришли другие цивилизации. Так вот, мы и есть — другая цивилизация. А РГУТИС — это Древний Рим.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА