Новости

Эмоции плюс техника

Эмоции плюс техника

Как оценить талант

«Мария пять лет занималась гимнастикой, можно сказать, практически институт закончила. А потом решила пойти в музыкальную школу. Поскольку папа дома иногда играет на гитаре, то и дочь решила освоить именно этот инструмент. Но придя записываться в музыкальную школу, случайно увидела, как одна из учащихся играет на домре. Ей понравилось», - рассказывает Валентина Фапентовна о своей внучке Марии Шаповаловой, участнице конкурса детского и юношеского музыкального творчества «Волшебные звуки» на кубок руководителя администрации Кировского района.

- Конкурс проводится четвёртый год подряд. Он в своём роде уникален, - отмечает Татьяна Позднякова, заведующая отделом дополнительного образования детей Красноярского колледжа искусств имени Иванова-Радкевича. - Во-первых, это единственный творческий конкурс на кубок руководителя администрации района. Во-вторых, масштабы конкурса впечатляют. В этом году заявилось 126 участников от 10 учреждений: общеобразовательных, музыкальных школ, средних специальных учебных заведений и др.

Конкурсантов распределили по двум направлениям. В эстетическом музыкально-образовательном выбирали лучших среди самодеятельных коллективов. В профессиональном, соответственно, за звание лучшего боролись те, кто занимается музыкой на профессиональном уровне. По условиям конкурса, дети проходили отбор в трёх возрастных категориях: 8-11 лет; 12-15 лет; 15-21 год. Номинации были как по видам исполнительского искусства (вокал - классический, эстрадный, фольклор, исполнение на музыкальном инструменте), так и по количеству участников (сольное исполнение, ансамбль). Дети и подростки соревновались в игре на таких инструментах, как фортепиано, скрипка, гитара, свирель, баян, аккордеон, ударные инструменты, клавишные блок-флейта, флейта.

Отбор лучших исполнителей проходил в течение трёх дней.

- Оценивать конкурсантов было довольно сложно, - признался Илья Бакин, один из членов жюри, методист Дворца культуры «Кировский». - Здесь был представлен весь спектр творческих пристрастий: разнообразие жанров, музыкальных инструментов. К примеру, в третий день конкурсного отбора мы прослушивали три хоровых коллектива. Все они из красноярского колледжа искусств. То есть профессиональный уровень примерно одинаков. Как оценивать? Решающим фактором стало эмоциональное восприятие каждого из членов жюри.

Конечно, значение имела подача произведения самим конкурсантом. Ведь даже начинающий музыкант по-своему трактует музыку, которую он исполняет. И от того, насколько понимает конкурсант произведение, и даже как отражаются на его лице эмоции, зависело войдёт он в число лучших или нет.

Были и очень сложные моменты. В номинации инструментального исполнения были конкурсанты, играющие на синтезаторе. И если, допустим, взять игру на фортепиано, то это искусство классическое, индивидуальное в живом исполнении, где есть давно установленные критерии оценки. Игра на синтезаторе - направление довольно молодое.Здесь, по большому счёту, идёт техническое мастерство: всё зависит от того, как грамотно и профессионально ты управляешься с регистрами, регулируешь звук, насколько ты справился с аранжировкой. То есть конкурсант - режиссёр, оператор и исполнитель в одном лице. Направление сейчас очень востребовано среди молодёжи, поэтому его безоговорочно включили в номинацию. Конкурс должен шагать в ногу со временем, считают организаторы.

- Победителей от дипломантов отделяет буквально 1-2 балла, - отмечает Илья Бакин. - Участники продемонстрировали высокий уровень подготовки, и порой решающими становились какие-то нюансы.

- Конкурс «Волшебные звуки» помогает выявлять музыкально одарённых детей, подростков, молодёжь, - рассказала Лариса Кобзева, начальник отдела молодёжной политики, здравоохранения, культуры и спорта администрации Кировского района. - Каждый участник совершенствует свой талант, ведь он не только представляет свои способности, но и обменивается опытом с другими. Здесь дети от начальной школы до техникумов и профессионалов из колледжа искусств соревнуются на равных, и оценивают их профессионалы.

По итогам конкурса кубок руководителя администрации Кировского района получили профессиональное училище № 2 (училище речников), центр детского творчества № 3 Кировского района, дирижёрско-хоровое отделение Красноярского колледжа искусств им. П. И. Иванова-Радкевича, детская музыкальная школа № 4, гимназия № 10. В этом году впервые были отмечены и лучшие педагоги. Все участники конкурса отмечены дипломами.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА