Новости

От чего растёт душа

От чего растёт душа

Нам поможет семейное чтение

В свои девять мой ребёнок хорошо усвоил: чтобы ему разрешили лечь спать позже, чем обычно, нужно открыть книгу… Маленький хитрец знает, что фраза «Ещё немножко посижу, главу дочитаю» действует на меня безотказно. Это почти стопроцентная гарантия, что свет не выключат в комнате ещё, как минимум, полчаса.

Я действительно млею, когда вижу, что ребёнок добровольно склонился над книжкой. И теряю остатки воли, когда замечаю, что он увлечён повествованием. Если держит в руках Толстого, Драгунского или Носова, а не книжку с комиксами, то это вообще индульгенция на два дня вперёд. Ведь мой сын, как и многие дети 21-го века, книгам предпочитает более простые средства получения информации - телевизор и компьютер.

Увы, но то, что Россия престала быть самой читающей страной, неоспоримый факт. Изрядно рейтинг нам подпортило подрастающее поколение, которое считает чтение книжек сущим наказанием. Согласно итогам международного исследования PISA, касающегося вопросов качества чтения и понимания старшеклассниками текста, Россия занимает 41-е место из 65 возможных, хотя ещё несколько лет назад была на 27-м. В пятёрку же самых читающих наций вошли Китай, Корея, Финляндия, Сингапур и Канада. Выше среднего результаты у США, европейские страны в середине. Главный вопрос, которые ставили себе исследователи, - насколько адекватно дети воспринимают текст, могут ли сделать выводы, использовать то, что прочитали. Оказалось, что с этим у нас серьёзные проблемы - российские отроки плохо воспринимают текст. То есть подавляющая часть подростков в стране не понимают до конца смысла текста, не могут произвести его, проанализировать и высказать своё мнение о прочитанном. Сопоставить содержание прочитанного с реальными жизненными ситуациями и сделать выводы готовы лишь 72 процента, а обучаться с помощью текстов самостоятельно - 14 процентов подростков.

- Для того, чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом, - говорит филолог, педагог молодёжного центра Кировского района Нина Краснова. - Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Тот, кто не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно учиться, ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой, текстом. Неумение понять прочитанное приводит к тому, что ребёнок будет испытывать серьёзные трудности в учёбе.

Вообще, если в скором времени человек будет переставать воспринимать текст, то для кого тогда будут создаваться учебники, писаться и издаваться книги? Непонятно. Мы рискуем превратиться в фантастическое общество, где чтение книг станет признаком инакости и странности. Всё это холодящее душу будущее описано и у Стругацких, и у Брэбери. Нужна ли будет вообще такая дата, как День писателя, которая обмечается ежегодно 3 марта?

Психологи говорят, что объяснение, почему дети сегодня не хотят читать книг, довольно простое: время поменялось, - говорит психолог Елена Кузьмина. - Оно принесло множество альтернативных способов получения информации, самый простой из них - визуальный. Чтобы воспринять информацию из телевизора, не нужно напрягать воображение и представлять картинку перед глазами, домысливать интонацию участников сюжета и даже иногда делать выводы. Всё это сделано без участия зрителя. Логично, что ребёнок выбирает более простой и не трудоёмкий вариант. У бабушек и дедушек такой альтернативы не было. Книга была самым доступным способом узнать что-то новое о мире, развлечь себя, интересно провести свободное время. Раньше, например, в деревнях библиотека была настоящим культурным центром, а библиотекарь наряду с учителем считался очень уважаемым человеком на селе».

Вообще, культура чтения отражает многие составляющие развития личности: мировоззренческую, информационно-библиографическую, культурологическую, психологическую, литературоведческую, включая и развитие речевой деятельности личности в целом. То, что хорошие книги помогают стать ребёнку творческой личностью, интересным собеседником, духовно развитым человеком, это аксиома.

Главный вопрос сегодня заключается в том, как детей не просто заставить читать, а чтобы они получили удовольствие от этого процесса. А это очень сложно. Специалисты, да и опытные родители, утверждают, что насилие здесь может только вызвать противодействие и отвращение к чтению. Дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, которое не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Книги сами по себе должны быть наградой. «Своим детям, у меня их двое, я начала читать книжки, как только они стали осознавать мир, - говорит Елена Кузьмина. - Читала перед сном, в перерывах между играми. Сначала мы просто рассматривали картинки, потом запоминали буквы и учили стихи». Очень важно также ориентироваться на вкусы ребёнка: кто-то любит волшебные сказки, кто-то рассказы про животных, кто-то предпочитает приключенческие истории…

Ирина Рыжкова, заместитель директора централизованной библиотечной системы для детей им. Н. Островского, считает, что лучший способ привить ребёнку любовь к книге - это личный пример родителей. «Мы постоянно призываем, чтобы папы и мамы приходили с ребёнком в библиотеку, - говорит она. - Ведь читая детские книги вместе с сыном или дочкой, взрослые будут знать детских писателей, поймут, что и почему больше нравятся их ребёнку. А знание укрепит родительский авторитет и поможет выстроить отношения с младшими членами семьи. Мы хотим, чтобы чтение вслух стало любимым семейным занятием. Талант читателя предаётся по наследству».

Ещё одна примета времени, отмечает Елена Кузьмина, заключается в том, что мало кто из современных детей может оценить художественную составляющую текста. Чувствительность к прекрасному, увы, у подрастающего поколения снижена.

Детская писательница и переводчик Марина Бородицкая говорит, что у неё в семье с двумя сыновьями никогда не стоял вопрос «читать или не читать». Два её сына, сегодня уже взрослые люди, хотя и не имеют в отличие от мамы прямого отношения к литературе, по-прежнему дружны с книгой. «Всё сложилась само собой, - вспоминает Марина Яковлевна. - Наша семья всегда была читающей, и, видимо, детям это передалось по наследству. В моём детстве книга была самой большой наградой и поощрением, моей любимой книжкой стала книга Маршака «Сказки, песни, загадки». Её подарили мама и папа, когда мне исполнилось два года». Марина Бородицкая считает, что вкус к чтению нужно прививать с детства, то есть настраивать ребячье ухо на слово. А это значит, что с самого раннего возраста нужно читать ребёнку Чуковского, Маршака, Берестова, Коваля. Среди современных писателей она бы рекомендовала Марину Москвину, Сергея Седова и Артура Гиваргизова. «Отроку необходимо пройти весь корпус героических приключенческих книг, потому что от них растёт душа, - утверждает писательница. - Это произведения Дюма, Рида, Верна, Стивенсона, Буссенара».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА