Новости

Призрак автодромного водителя

Призрак автодромного водителя

Сократит ли ужесточение правил сдачи экзаменов количество ДТП?

Скоро желающим получить водительское удостоверение придётся серьёзно попотеть - Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России готовит документ, регламентирующий порядок получения прав. Точнее, порядок сдачи экзаменов. И если в части «теории» ничего принципиально нового не ожидается, то практическая часть экзамена усложнится.

Сегодня на экзаменационной площадке кандидат в водители может выполнить на выбор три из пяти обязательных упражнений и в случае ошибки в одном из них повторить манёвр. В новой методике предлагается обязательное выполнение поворотов под прямым углом, остановки и трогания на подъёме, параллельной парковки, разворота в ограниченном пространстве с движением задним ходом. И права на ошибку сдающему не даётся.

Изменится и экзамен по вождению в городе. Он должен будет показать, готов ли кандидат к реальному движению на городских магистралях. Поэтому экзамен будет проводиться на дорогах с различной интенсивностью движения.

Что же касается автошкол, то их разделят на две категории. В первую, привилегированную, войдут те учебные организации, которые располагают собственным автоматизированным автодромом. Эти школы пройдут аккредитацию в органах ГИБДД и получат право проводить теоретический экзамен и экзамен на автодроме, используя собственную базу. А ученикам таких школ останется сдать в ГИБДД только практическое вождение в условиях дорожного движения. Ученикам же тех школ, которые автодромами не располагают, придётся сдавать обязательные элементы на площадке при самом пристрастном внимании экзаменаторов ГИБДД.

- Необходимость документа, устанавливающего новые требования к методике приёма экзаменов, очевидна, - говорит Марина Коваленко, специалист пресс-службы ГИБДД Красноярска. - Проблема качества обучения водителей есть, и она подтверждается статистикой - в последние годы количество ДТП с участием водителей со стажем до трёх лет стабильно растёт. При этом ежегодно осложняется и дорожная обстановка - количество автомобилей в городе увеличивается невиданными ранее темпами. К примеру, за 2011 год оно возросло на 33 тысячи машин, тогда как ещё недавно ежегодная прибавка составляла 10-15 тысяч единиц. Естественно, это предъявляет серьёзные требования к качеству подготовки водителей. И далеко не все автошколы способны его обеспечить. Поэтому необходимость в единых для всех требованиях существует. А пока на сайте Управления ГИБДД по Красноярскому краю публикуется рейтинг автошкол и, в том числе, процент ДТП среди их выпускников.

Что нужно добавить в экзамен на получение водительского удостоверения?

Обязательное психологическое тестирование 34 %

Экстремальное вождение 18 %

Вождение по городу на экзамене не менее 2 часов 16 %

Сделать обучение трёхгодичным 16 %

Устройство автомобиля в полном объёме 8 %

Ничего менять не нужно 8 %

Опрос сайта ГородскиеНовости.РФ

- Предлагаемая методика далека от совершенства, - считает заместитель председателя КрасВОА Владимир Черепанов. - На мой взгляд, справедливую и беспристрастную оценку качества подготовки ученика может дать лишь комплексный экзамен с привлечением не только работников ГИБДД, но и независимых общественных организаций, самих автомобилистов. Слабое место методики - перекос в сторону «автодромного» обучения. Кого мы готовим? Водителя, который должен ориентироваться в любой дорожной обстановке, в любых скоростных режимах. Значит, основной упор должен делаться на обучение в реальных дорожных условиях. Мы строим дорогостоящие автоматизированные автодромы, перенимая опыт Южной Кореи, где ситуация с аварийностью на дорогах хуже, чем у нас. Зачем? Конечно, здесь прослеживаются некие экономические интересы. Но в дорожном движении приоритеты иные - это жизнь и здоровье человека. И научить водителя грамотно управлять транспортным средством в любой дорожной ситуации может лишь человек - инструктор-профессионал, но не датчики автоматизированного автодрома. Кстати, уже и понятие такое появилось - автодромный водитель. То есть человек, прекрасно освоивший все нюансы движения на автодроме, но совершенно не умеющий управлять автомобилем на дорогах. Во многих странах подготовка водителей - безавтодромная, только в условиях реального движения. Моё предложение - такая же подготовка нужна и нам.

Елена Пензина, депутат городского Совета Красноярска и водитель со стажем, считает, что одними регламентами ситуацию на дорогах не изменить.

- На мой взгляд, главная проблема - хамство водителей. Знакомая каждому ситуация - в час пик на жёлтый сигнал светофора автомобиль выезжает на перекресток и перекрывает дорогу перпендикулярно движущимся потокам транспорта. При этом водитель прекрасно понимает, что впереди - плотный поток, и он надолго застрянет на перекрёстке и создаст помеху движению. Можно ли изменить такой тип сознания, ужесточая правила получения водительского удостоверения? Вряд ли. Человек просто потратит больше времени, но удостоверение в итоге получит и будет вести себя на дорогах так, как привык в жизни. Мне кажется, здесь нужен комплекс мер. В том числе и ужесточение требований к автошколам. Но кроме того - и контроль на дорогах (в том числе и видеонаблюдение), и увеличение штрафов. Эта мера вполне действенная. Пример - те же ремни безопасности, которые ещё недавно большинство водителей просто игнорировали.

Проблема высокой аварийности при недостаточной подготовленности водителей к сложным (а иногда сложнейшим) условиям дорожного движения современного города - очевидна. И вряд ли ужесточение требований в части «обязательной программы» на площадке изменит ситуацию. Всё больше людей впервые садятся за руль автомобиля. И при столь большом спросе на личные колёса вряд ли суровость закона остановит желающих. Тем более у нас, где эта суровость исконно смягчается необязательностью исполнения и многочисленными обходными схемами. Может быть, действительно надо просто лучше учить?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА