Новости

Участник первого красноярского авторалли Алексей Колпаков: «Без баранки - никуда»

Участник первого красноярского авторалли Алексей Колпаков: «Без баранки - никуда»

Участник первого красноярского авторалли Алексей Колпаков: «Без баранки - никуда»Наш сегодняшний гость - человек, стоявший у истоков зарождения в Красноярске автомобильного спорта, участник первого красноярского авторалли Алексей Колпаков. Много лет минуло с тех пор, но те далёкие события цепко держатся в памяти ветерана спортивного движения.

  • С чего всё началось? - переспрашивает Алексей Герасимович. - Всё, как водится, начинается с самого начала. Мой старший брат Анатолий был сильно увлечён автоспортом, с его подачи, наверное, это увлечение передалось и мне. Тем более что почва для этого имелась. Я ведь за баранку впервые сел шестнадцатилетним парнишкой и с тех пор постоянно на колёсах.

В 1963-м, отслужив четыре года, демобилизовался из армии, устроился в таксопарк. Работа работой, но хотелось чего-то большего. Мечтал постичь все премудрости шоферской профессии, очень тянуло к фигурному вождению. Видя, какие фигуры выписывают иные асы, жаждал тоже стать мастером.

- Так и оказались в секции?

  • Именно поэтому. В те годы фигурное вождение уже практиковалось в городе. Точнее, в Кировском районе. Ячейка организовалась благодаря руководителю районного ДОСААФ Геннадию Андреевичу Шелехову. Удивительный был человек, страстный энтузиаст, он и сплотил местных любителей.

- Автомобили для занятий предоставлял тоже ДОСААФ?

  • Куда там? В секции все были сплошь водители, занимались на своих машинах, на которых работали, в основном на «Волгах».

- А что из себя представляли занятия?

  • Фигурное вождение - это десяток всяких разных фигур: «змейка», «колея», «тёщин язык», «доска», «пеньки»… Тренировались, конечно, своеобразно. Расставляли штакетины по выдержанным размерам, так, что особо не разгуляешься, и ездили, чтобы не задеть. Тут всё и оттачивалось, тут и рождались настоящие асы. Помню, появился у нас Федя Шнигель. Он работал после службы в краевом ДОСААФе. А служил в нашей группе войск в Германии, занимался автокроссом на грузовиках, стал там мастером спорта. Пришёл к нам, пересел на «Волгу», стал заниматься фигурным вождением. Ох, какой был мастер! Да, честно говоря, я и сам со временем, позанимавшись, тоже многих удивлял. Недаром ведь лет пятнадцать оставался членом сборной края.

Участник первого красноярского авторалли Алексей Колпаков: «Без баранки - никуда»- Первое авторалли в Красноярске когда было проведено?

  • В 1969 году, перед 23 февраля. За год до этого в Минусинске проводилась краевая спартакиада. Я там занял первое место по фигурному вождению и получил приглашение принять участие в этом ралли.

- Участников было много?

  • Собрали четыре экипажа. Мы со Степаном Слесаренко, мой брат Анатолий со своим товарищем Владимиром Кубриковым, Василий Мороз с Борисом Якубовым, Яхонтов с Володей Раковым. Мороз, помню, держался под минус 40. На острове для нас разгребли от снега стартовую площадку. Водители в унтах, в тулупах из чёртовой кожи - та ещё картинка...

- А какой маршрут предстояло пройти?

  • Сначала - Канск, затем на север, через Дзержинское, Тасеево, через Ангару, Широкий Лог, и по Енисейскому тракту - обратно в Красноярск.

- Правила были щадящие?

  • Я бы сказал, суровые. За часовое опоздание экипаж снимали с соревнований. Опоздал - зачёта уже не будет.

- Приключения в пути случались?

  • А как же без них! Асфальта никакого. Дорога разбита, кругом снежные заносы. У нас сначала вода стала закипать, шланг лопнул, но до Канска дотянули, устранили поломку. А вот в Канске и началось для нас самое интересное. Легенды, то есть маршрутной карты, ни у одного из экипажей не было. Для ориентировки на столбах, начиная со въезда в город, были прибиты стрелки-указатели - «Ралли». По ним экипажи и читали маршрут. Но только эти стрелки были пришиты на один гвоздок, и местная пацанва позабавилась - попереворачивала забавы ради наспех укреплённые указатели. Чувствую, что-то не то - столько времени плутаем по улицам, а выбраться из города никак не можем. Заблудились! Пришлось спрашивать у прохожих. Еле выехали. Вот такое у нас пробное ралли получилось. Потом уже эти детали учли, начали и подробные легенды составлять, расстояния от пункта до пункта размечать, повороты указывать. Относиться стали намного серьёзнее. Так и пошло. Со временем начали проводить «Саянское кольцо» - авторалли, в котором принимало участие помногу экипажей - иркутяне, кемеровчане, новосибирцы, ну и, конечно же, мы. А затем уже и за пределы края начали выезжать, в Ростов, например, где на первенстве России мы выступали от зоны Сибири и ДВ. Стали, кстати, призёрами.

- Чем, на Ваш взгляд, характерен этот вид спорта?

  • Технические виды, они все опасны. Хоть на воде, в воздухе или на колёсах. Впрочем, наверное, только шахматы, безопасны. И то, если ты играешь не с Остапом Бендером, который может и доской по голове приложить. А технический… Понаблюдайте за гонками на выживание, вы всё поймёте без пояснений. Я, если честно, сейчас даже поражаюсь: мы ведь раньше как ездили? Даже ремней безопасности не было, не пристёгивались. Это уже потом стали требовать. А где их взять? Опять проблема. Искали через знакомых в аэропортах - тогда ведь только на самолётных креслах их устанавливали. Там и добывали. Сшивали, подгоняли, кто как мог. А шлемы брали взаймы у мотогонщиков. Сами делали защиту поддонов на свои автомобили, дуги безопасности. А ведь это надо было и трубы где-то найти, и фрезеровщиков привлекать, токарей.

- И всё это на общественной основе?

  • Естественно.

- Много было таких увлечённых?

  • С годами их только прибавлялось. Да и масштаб соревнований вырос. Ездили в Иваново, Калинин, в Ярославль - на «Золотое кольцо». Да и у нас самих в Красноярске в конце 70-х уже проходили полуфиналы России.

В выездных соревнованиях тоже, кстати, без приключений не обходилось. Однажды прибыли в Ярославль. К месту добрались в два часа ночи. Добирались, естественно, на своих машинах. А утром на общем собрании нас огорошили: красноярская команда снимается с соревнований. Почему?! Ответ прост: вы за двое суток проехали четыре с половиной тысячи километров. Вам отсыпаться надо, отдыхать, а не соревноваться. Какое ралли?

- И чем закончилась эта история, пришлось возвращаться?

  • Нет, всё же упросили. Выступили. И очень неплохо. Мы просто отлично прошли два первых состязательных круга. А каждый круг - это 2-2,5 тысячи километров. Были на первом месте, а участвовало больше ста экипажей. Наши четыре после второго круга финишировали очень дружно. Но на третьем круге случился сбой - только одна машина дотянула до финиша.

- Неполадки?

  • Они самые. Всегда острой завистью завидовали горьковчанам, ижевцам. На соревнованиях их сопровождали 2-3 грузовика техпомощи. С собой они привозили станки, сварочный аппарат, запчасти абсолютно на любой случай. Целая бригада помощников. Как тут соперничать? У них команда - всего четыре экипажа, и 8-10 машин обслуги - для проверки трассы, для замены вышедшей из строя…

- «Саянское кольцо», «Золотое кольцо», «Енисейское кольцо»… Алексей Герасимович, друзья не подтрунивали, что Вы человек окольцованный?

  • Было (улыбается). К этим названиям, кстати, надо добавить и «Сибирское кольцо» - в этих ралли мне тоже приходилось участвовать.

- А свои спортивные титулы помните?

  • Все они указаны в моей зачётной классификационной книжке спортсмена. 1966 год - первое место по Кировскому району. 1967-й - первое место по Красноярску. 1970-й - чемпион Красноярского края. В 1975 году стал им снова. Дважды становился чемпионом спартакиад. А сколько раз был призёром - не счесть. Последняя запись, как видите, датирована 1979-м годом - с 80-го со спортом по состоянию здоровья, к сожалению, мне пришлось расстаться. Теперь я только зритель. Стараюсь следить, посещать соревнования - болельщик я страстный.

- А с баранкой, несмотря на возраст, состояние здоровья, продолжаете дружить?

  • До сих пор не расстаюсь. В 2002 году от губернатора Лебедя как инвалид получил в подарок «Оку». Десять последних лет мы с ней неразлучны. Жалко, стареет машинка: десяток лет - это для неё срок немалый. Мне уже семьдесят второй, и ей, считай, столько же…

- Алексей Герасимович, уверен, Вы знаете, что нынешний год - год 100-летнего юбилея рождения красноярского спортивного движения. Что для Вас, ветерана спорта, значит эта дата?

  • О 100-летии, конечно, наслышан. Это действительно знаменательная дата. И очень здорово, что красноярцы помнят о ней, помнят о корнях. Ведь всё, любая история, как уже было сказано, начинается с начала.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА