Новости

Екатерина Шугрина: «Чиновники недооценивают силу общественного контроля»

Екатерина Шугрина: «Чиновники недооценивают силу общественного контроля»

Профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии Екатерина ШУГРИНАМестную власть потому и называли самоуправлением, что в жизни города, посёлка или села огромная роль принадлежит самим людям. Они полноправные хозяева своей малой родины. Вот только права свои граждане не знают. Между тем профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии Екатерина ШУГРИНА убеждена, что двое-трое энтузиастов способны до неузнаваемости изменить свой город.

- Вы не представляете, насколько общественность - серьёзная сила в борьбе с нерадивыми управленцами, - отмечает Екатерина Сергеевна. - Людям всё равно, кто стоит у власти. Главное, чтобы в домах было тепло, на улицах безопасно. Самосознание населения активно начинает расти, когда горожане сталкиваются с конкретной проблемой, будь то вопросы точечной застройки или функционирование системы ЖКХ.

- И как далеко могут зайти упрямые горожане?

- Приведу пример. Ямало-ненецкий автономный округ. Город Ноябрьск. Когда несколько лет назад принимался устав Ноябрьска, в состав органов местного самоуправления была внесена счётная палата. Наличие этого органа на тот момент по действующему закону не являлось обязательным. Так вот о счётной палате написать-то написали, а делать никто ничего не хотел. И возникло неожиданное судебное дело. Житель города Ноябрьска пошёл в суд со словами: «Написано - хочу. Положено - имею право. Делайте, давайте обеспечивайте». В ходе судебного разбирательства рассматривался вопрос о бездействии местной администрации. Ведь она не выделила помещения для контрольной палаты, не предусмотрела в бюджете средства. Досталось даже депутатам горсовета, которые не приняли положения об этом органе, и так далее. Возникает вопрос, зачем надо было в уставе писать пункт, воплощать в жизнь который никто не хотел. Этот пример ярко иллюстрирует ситуацию. В каждом городе может рано или поздно появиться человек, который пойдёт в суд со словами «надо - делайте». И этот общественный контроль нельзя недооценивать.

- Но ведь контролировать местные власти может не только общественность?

- Совершенно верно. Того же главу города могут призвать к ответу депутаты горсовета. Но тут есть свои сложности. Что такое контроль депутатов за главой местной администрации? Как он осуществляется? Глава муниципального образования ежегодно представляет отчёт о своей деятельности. Это форма контроля. Но кто знает, в какой форме должен проходить отчёт? Глава встаёт за трибуну и что-то говорит. Это где-то написано и вроде является очевидным. А если между мэром и народными избранниками конфликт, и градоначальник не хочет личной встречи. Он просто готовит подборку документов и отправляет её с курьером. Есть примеры, когда отчёт главы города публиковался на сайте. Хочешь - читай. Нет доступа в Интернет - твои проблемы. Как следствие - люди недовольны. Чтобы не было недоразумений, надо всю процедуру отчёта главы прописать на бумаге.

Есть теория, что местное самоуправление начинает развиваться в кризисное время. Именно в этот сложный момент люди начинают понимать, что за них никто ничего делать не будет.

- Получается дополнительная бумажная работа.

- Да, но тогда нерадивого мэра можно будет призвать к ответственности, и даже более того - снять с поста. С другой стороны - такое положение спасёт не одного главу от необоснованной отставки. Например, депутаты удаляют мэра за, дословная формулировка, «развал в сфере ЖКХ». То есть глава что-то не сделал. Мне известны случаи, когда в сентябре-октябре выбирают главу, а через три месяца его удаляют в отставку за срыв отопительного сезона. Вопрос: осенью ли начинается подготовка к сезону? Ясно, что нет, и очевидно, что, сняв руководителя с поста, вопрос решить не удастся. Более того, бесконечные перестановки во власти лишь усугубят проблему, не позволят завершить начатое. В такой ситуации всего одна строчка в уставе могла бы всё изменить.

- Екатерина Сергеевна, но ведь существуют ещё и надзорные органы?

- К сожалению, госорганы очень редко понимают, что такое местное самоуправление. Поэтому чиновникам надо активно общаться с представителями прокураторы, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД, МЧС. Где-то прокурор воспринимается как враг номер один, а где-то - как бесплатная юридическая сила. Надо встречаться с надзорными органами не только тогда, когда это надо им, но когда это надо органам местного самоуправления. Есть множество примеров, когда та же прокуратура слишком формально подходила к деятельности мэра. В итоге под натиском протестов прокурора глава слагал с себя полномочия. Возникает вопрос: этого ли хотели государственные органы? Таким ли должен быть итог их вмешательства?

Вторая проблема. Далеко не все акты и предписания надзорных служб нужно исполнять, так как далеко не всегда эти решения соответствуют закону. Например, ГИБДД составляет протоколы за ненадлежащее состояние дорог. Однако разве муниципалитет отвечает за все дороги? Нет. Если это региональная или федеральная трасса, может местный бюджет тратить на их содержание средства? Может, но не обязан. Если у города и села есть деньги, и они готовы отремонтировать дорогу регионального значения, - это одна ситуация, но если средств не хватает? Муниципалитет обязан содержать в порядке муниципальное имущество. Когда власти начинают вкладывать средства в содержание бесхозных инженерных сетей, подстанций, шлюзов, то возникает следующая ситуация: муниципалитет тратит деньги на содержание чужого имущества. И с точки зрения закона это нецелевое расходование средств, за которое возникает уголовная ответственность. В случае с дорогами инспекторам ГИБДД надо обращаться не просто к органам местного самоуправления, а именно к собственникам трассы. Если же у муниципалитета есть желание содержать это имущество, то его сначала надо принять на баланс, а только потом вкладывать в него деньги.

- Однако, как правило, у органов местного самоуправления нет лишних средств. Впрочем, не хватает и другого ресурса, человеческого. В основном жители лишь критикуют власть, но никаких реальных действий предпринимать не собираются.

- Есть теория, что местное самоуправление начинает развиваться в кризисное время. Именно в этот сложный момент люди начинают понимать, что за них никто ничего делать не будет. И горожане, объединившись, сами приступают к решению своих проблем. И мне кажется, что первые шаги в данном направлении в нашей стране уже сделаны. Теперь главное - не останавливаться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА