Новости

Конфету за пятёрку

Конфету за пятёрку

Как выработать у ребёнка мотивацию к учёбе

Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться и ведут в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за партой на жёстком стуле... Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь...

Мы-то, взрослые, знаем, что всё это делается для того, чтобы получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества и так далее. А вот ясно ли ребёнку, зачем он должен ходить в школу? Как сформировать в детях положительную мотивацию к учёбе? Но лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию!

- Как ни странно это звучит, но иногда отвращение к школе и знаниям формируют в детях сами взрослые, - рассказывает Аушра Кушнерова, психолог-консультант центра социальной помощи семье и детям «Парус». - Происходит это следующим образом: ребёнку постоянно говорят о том, что он должен учиться в любом случае, иногда даже связывая хорошее отношение к нему с учёбой или оценками. Нередко родители не ребёнку, но при нём рассказывают истории о людях, которые плохо учились в школе, а потом добились больших успехов. Лучше избегать таких разговоров. Ситуация усложняется, если подобные истории подкрепляются телевидением или личным примером мамы или папы. Ни в коем случае не обсуждайте в присутствии ребёнка случаи, когда хорошая учёба не привела к жизненным успехам или хорошему материальному положению. Не рекомендую в его присутствии неодобрительно отзываться о школе и учителях.

Также не стоит постоянно сравнивать ребёнка с кем-нибудь более успешным, говорить ему о его недостатках. И уж тем более откажитесь от возгласов типа: «Да с таким, как ты, никто не будет дружить». Конечно, взрослые произнося подобное, преследуя благие цели, но эффект получается совершенно обратный, утверждает психолог.

Взрослые могут предпринять другие шаги, которые будут полезны ребёнку и помогут сохранить положительное отношение к школе.

- Во-первых, необходимо признать право маленького члена семьи на ошибку, научить его относиться к неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному, - рекомендует Аушра Виктровна. - Научите своё чадо видеть причины собственных промашек не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель и так далее), но и в себе самом. Важно понимать причины и исправлять их. Во-вторых, поддерживайте у ребёнка уверенность в себе, чувство, что он способен преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на поддержку родителей. Детям нужно помогать рассчитывать свои силы - не стоит заставлять их заниматься слишком много, но и не нужно допускать слишком легкомысленного отношения к учёбе.

Как бы ни были заняты мама и папа, но ребёнку просто необходимо постоянное внимание со стороны родителей. При этом не нужно ждать от своего чада наивысших результатов, требовать, чтобы он был отличником. Если у вашего сына или дочки не складываются отношения с учителем или одноклассниками, помогите детям разобраться в столь нелёгкой ситуации, решить возникшую проблему.

- Эти рекомендации касаются детей разного возраста и всё-таки больше относятся к старшим дошкольникам и ученикам младшей школы, - отмечает психолог. - Если же ребёнок изменил «статус» и стал учащимся средней школы, важно учесть, что в этот период он становится более самостоятельным в учении, начинает объективно оценивать свои возможности, у него появляются возможности по-другому выстроить отношения с педагогами и сверстниками.

От помощи взрослых и поддержки родителей в этот период зависит многое: насколько быстро ребёнок приспособится к новым нагрузкам и новой обстановке, останется ли прежней его самооценка, и сохранится ли желание посещать школу.

- В первые дни обязательно покажите ребёнку, где вывешено школьное расписание, - советует Аушра Кушнерёва. - Обратите внимание, записаны ли в дневнике все предметы, которые он будет изучать, имена преподавателей и номера кабинетов, где проводятся занятия. Хорошо иметь дома номера контактных телефонов для уточнения. Напоминайте ребёнку, чтобы он сам собрал всё необходимое, сверившись с расписанием, но не делайте это за него. Подскажите, к кому в случае возникших затруднений в школе он может обратиться. Проявляйте интерес к школьной жизни ребёнка, искренне интересуйтесь его делами, новыми предметами, учителями, одноклассниками. Имейте терпение выслушать его и, прежде чем эмоционально реагировать на рассказ, постарайтесь подробно разобраться в ситуации вместе.

Также психолог рекомендует найти время для знакомства с новыми педагогами, если необходимо расскажите им об особенностях ребёнка. При этом узнайте о требованиях учителей, критериях оценки. Обратите внимание на отношение вашего чада к оценкам. Важно, чтобы ваш ученик понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному результаты его работы и его самого как личность. Родителям необходимо систематически обращать внимание на физическое самочувствие ребёнка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Также нужно научить детей, как справляться с возросшими школьными нагрузками, и помогать в этом через составление расписания, распределение домашних дел, более быстрое добывание необходимой информации из разных источников.

- Что же касается детей старшего школьного возраста, то роль взрослых для них больше направляющая, чем контролирующая, - заостряет внимание наш эксперт. - Если вы заметили, что старшеклассник потерял интерес к учёбе, его успеваемость неуклонно падает, необходимо срочно искать причины и способы их устранения. Часто причины психологического характера (конфликты с друзьями, учителями, родителями, несчастная любовь). В таких ситуациях мамам и папам важно сохранить с взрослеющим ребёнком доверительные отношения, научить делиться возникающими проблемами, а не замыкаться в себе, и искать способы разрешения проблемы.

Если же вдруг даже при систематическом проявлении интереса к делам ребёнка и оказании ему необходимой поддержки родители заметили, что физическое состояние и состояние нервной системы ухудшились и ещё ко всему наблюдается потеря интереса к учёбе и к прежним увлечениям, срочно обращайтесь за помощью к специалистам - педиатру, детскому неврологу, психологу.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА