Новости

Полярный капитан Борейша

Полярный капитан Борейша

Ему подчинялся северный лёд

Он отработал в Енисейском пароходстве 45 лет, из них 42 года — в Арктике и Заполярье. Теплоходы, ледоколы — любое судно было подвластно Павлу Павловичу Борейше. Он ушёл из жизни 2 марта 2012 года после продолжительной болезни. Имя капитана навечно вписано в историю пароходства.

Он родился в 1926 году в г. Черниговске в семье железнодорожника. Отец работал в системе МПС начальником ряда железных дорог, а перед войной — в аппарате Наркома Путей сообщения Кагановича. В 1940 году отец, будучи в командировке, тяжело заболел и умер во время операции. Врача, опытного профессора-хирурга, обвинили в преднамеренном осложнении операции и возбудили уголовное дело. Павел Павлович помнит, как его мать приглашали к Берии для дознания. Из разговора в ведомстве она поняла, что профессора расстреляют. Старшая сестра Павла Павловича работала в Красноярске начальником связи на железной дороге, её муж в первые дни войны погиб на фронте. Она и пригласила мать, двух младших братьев и сестру приехать в Красноярск. К этому времени Павел закончил первый курс Московского энергетического техникума, куда он поступил после неудачной попытки попасть в Херсонское мореходное училище. Туда иногородних не принимали.

По приезде всей семьей в Красноярск Павла приняли на первый курс Красноярского речного техникума. Практику проходил в штатных должностях матроса на пароходе “Островский”, вторым штурманом на пароходах “Вейнбаум” и “Молотов”. В 1950 году он уже первый штурман теплохода “Сергей Киров”, а уже через два года — его капитан. Это было изначально экспедиционное судно, построенное в Голландии в 1905-м, прошло модернизацию в 1931 году. Имело трюм, лебёдки, обширные жилые помещения, что позволяло командному составу частенько плавать семьями. Плавал с женой Марией и маленьким сыном Вовкой, как его ласково звал отец, и Павел Павлович.

В 1958 году теплоход “Сергей Киров” списали на металлолом. Вскоре Павел Павлович принял с перегона от экспедиции “Спецморпроводок” ледокол “Енисей”, который в 1964 году получил название “Полярный”. Это было новое современное судно, построенное на Балтийском заводе. Дизельэлектроход, мощность силовой установки 2 000 лошадиных сил, имел буксирную лебёдку, тяговое усиление, которое превышало усиление от упора винтов. Характерной особенностью этого судна была резкая качка. При небольшой волне ложился на борт. Как-то в присутствии многих капитанов Павел Павлович рассказывал, как они на ледоколе попали в шторм. Кто-то из слушателей спросил: “На сколько градусов ложился по кренометру ледокол?” “Да что там градусы! — воскликнул рассказчик, — кренометр вертелся во!” — и крутанул рукой.

Без малого 19 лет Павел Павлович отработал в Заполярье на ледоколе “Енисей”, а затем - “Полярный”. За это время он неоднократно участвовал в перегонах судов по Северному морскому пути, спасательных операциях, в том числе снятии с мели Западно-Германского теплохода водоизмещением 20 тысяч тонн “Хейн Хойер”, спасении древесины в плотах, продлении навигации весной и осенью, очистке зашугованных причалов в Дудинке и Игарской протоке, устьевых участков Большй Хеты, перевозке угля на Диксон и др.

В 1977 году Борейша вместе с Руденко выезжают в Финляндию для приёмки нового ледокола “Капитан Чечкин”. Это головной ледокол небольшой серии предназначен для вскрытия устьевых участков рек, проведения зимней навигации в морских портах и каналах. Ледокол “Капитан Чечкин” показал хорошие эксплуатационные характеристики при ледовых испытаниях. Их проводили в Игарке спустя год после окончания строительства в феврале, когда стояли 50-градусные морозы. Комиссия в составе финских судостроителей, проектировщиков, эксплуатационников сделала некоторые замечания. В метровом льду ледокол мог тронуться с места стоянки, совершать движения без остановок. Были вопросы по системам пневмообмыва, кондиционирования воздуха и др. Замечания, сделанные комиссией, были устранены на судостроительном заводе в Финляндии в следующем году.

Павел Павлович самостоятельно обеспечил проводку ледокола в Финляндию и обратно. При строительстве следующих ледоколов этой серии недостатки первого номера учитывались.

В 1981 году во время осеннего ледостава был выполнен экспериментальный рейс на ледоколе “Капитан Чечкин” от Игарки до Лесосибирска. Дело в том, что гидрологи предполагали, что в зимний период судовой ход течением промывается от шуги, ледяной покров становится ровным, и если в этом льду сделать канал и его поддерживать, то он сохранится до весенней подвижки льда. Это предположение предстояло проверить или опровергнуть капитану Борейше на ледоколе “Капитан Чечкин”.

Без особых трудностей через трое суток подошли к Сумароковскому перекату. Из-за низких горизонтов воды подняться в перекате не смогли. Остановились под островом Осередыш, надеясь, что при наступлении ледостава в этом районе горизонт воды поднимется. Комиссия на вертолёте вылетела в аэропорт Подкаменной, а Павел Павлович стал ожидать ледостава. Скучное это дело. Но экипаж ледокола привык к ожиданиям. Наконец дней через десять ночные температуры начали опускаться до 20 и ниже градусов. Вода начала прибывать. Вспомогательный теплоход “Анучин”, который сопровождал ледокол во время промера глубин, получил повреждение корпуса. Сутки потратили на ликвидацию аварии. Когда вода прибыла в пределах одного метра, продолжили движение. Прошли устье Подкаменной и остановились в Корабликовском перекате Осиновских Щек. Судовой ход был зашугован до грунта. Течение находило щели по всей ширине реки, и вода уходила. Решили возвращаться на устье Подкаменной Тунгуски и там зимовать. Это было единственно правильное решение.

В 1985 году ледокол “Капитан Чечкин” был передан объединению “Морские порты” и ушёл на Балтику в центральные речные бассейны. Его капитан был переведен из Игарского порта капитаном-наставником в Подтёсовскую базу флота. В 1987 году Павел Павлович ушёл на заслуженный отдых, отработав в Енисейском пароходстве 45 лет, из них 42 года в Арктике и Заполярье. Трудовые подвиги его отмечены Орденом “Знак Почёта”, семью грамотами и благодарностями.

После ухода на пенсию Павел Павлович с женой Марией Дмитриевной уезжают на постоянное жительство в Калугу. Заболела душа старого полярника былыми ледовыми походами, друзьями по счастью и несчастью, и стал он писать воспоминания в газете “Речник Енисея”, а затем в КРОО “Клуб капитанов” вышла его книга “В Енисейском заливе”. Не забывал Павел Павлович свой коллектив, встречаясь, хотя и редко, в кают-компании “Клуба капитанов”, своеобразной “караванке”, где снова вспоминают случаи из корабельной жизни, друзьях и товарищах, давно ушедших, но оставивших свой след в Енисейской истории.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА