Новости

“Мамы” — слоёный торт на женский день

“Мамы” — слоёный торт на женский день

Кушать, всхлипывая сквозь улыбку

Предисловие. На данную комедию мы пошли как бы ей в подарок. Не угадали. В холле она порицала поп-корн и пепси, на показе мирно дремала под слезоточивые кадры и презрительно ухмылялась шуткам. Такова наша мать — учитель авторитарного типа, хотя речь пойдёт совсем не о ней. А об одноименной картине, в которой мамы и дети празднуют 8-е число первого весеннего месяца.

Альманах “Мамы” снимало много режиссёров — девять. Трудилось шесть сценаристов. Актерский дивизион ослепляет звёздностью — тут Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев, Егор Бероев и Лия Ахеджакова. Только за первую декаду проката фильм принёс хорошие сборы и много позитивных отзывов. Но, кажется, совсем не потому, что продукт качественный.

Интересно, как технически происходил процесс группового творчества? С режиссёрами примерно ясно — скорее всего, каждый мирно снял свой кусочек, собрали — и на экран. А что сценаристы? Мнится мне, что сценарий “Мамы” писали кучно в душной комнате, периодически толкаясь и выдирая друг у друга единственную ручку. При этом мужчины подглядывали в “Максим”, девушки — в “Космополитэн”, а бедные фантазией — в телевизор, где шла старая комедия со Сталлоне. Именно такое впечатление складывается от просмотра — рваное кино где-то смешное, местами честное и печальное, а кое-где — фальшиво и нереалистично. Перепады бросают смотрящего то в нервный смех, то в печальный ступор, и дисгармонию не оправдывает даже формат альманаха из восьми разных частей. Из-за мешанины откровенных удач и явных ляпов, бедный взыскательный зритель, которому то хорошо, то противно, не может взять в толк, кому жать руку (за отличный сценарий и режиссуру), а кому её лучше отрубить (за плагиат и халтуру).

В двух словах о содержании. Речь о том, как разных возрастов и статусов сыновья поздравляют своих родительниц с главным женским праздником. Набор типажей широк — есть мама на парашюте, забытая сыном пенсионерка, мама, лишенная ребёнка за измену, телеведущая, и мать, которая уже никогда и ничего не скажет сыну.

Удачи кинопазла можно перечесть по пальцам. Вполне симпатична простая среднестатистическая семья, в которой обычной женщине семья дарит, кроме традиционных горелого завтрака и чахлых цветов, прыжок с парашютом. Жизненна и близка многим линия про пожилую мать телефонного афериста, держащего конторку по рассылке смс “мама, положи срочно на счёт..”. На удочку жулика ловится собственная родительница, несущаяся спасать дитё и бросающая включённой плиту и открытым кран… Очень достоверно в эпизоде старую деревенскую женщину ругает сын-бизнесмен, сцена настолько пронзительная, что вместе с мамой-старушкой обижаешься. И радуешься, когда бестолковый отпрыск сознаёт свою низость.

К сожалению, минусы картины влекут гораздо больше мыслей, чем плюсы.

Дном фильма, на мой взгляд, стала часть про бодрую маму наркополицейского, целиком слизанная с известной комедии “Стой, или моя мамочка будет стрелять!”.

Видимо, в угоду читательницам “Космо” “Мамы” пересластили одинокими богатеями в дорогих костюмах, проживающих в белых фешенебельных покоях со стеклянными стенами. Двое из них воспитывают сыновей, один — вдовец, второй рогоносец, третьего играет не Гоша Куценко и не Егор Бероев. А кто тогда? Конечно же, умопомрачительный Серёжа Безруков! Вот он — мэн с печальной поволокой во взоре, директор крупной фирмы, рубаха с высоким воротом. Он не поддаётся чарам блондинки-секретарши, дарит сто букетов другим лицемерным красоткам, с коими имел мимолётную связь (но ничего серьёзного!). Он грустно звонит по телефону и летит в самолёте в тусклый городишко, едет на перекладных в залитое дождём село, ищет тюльпаны, затем идёт-идёт-идёт по широкой русской грязи и роняя цветы…И приходит прямо к деревянному погосту. И в этом месте киношка становится столь честной и пугающей, что перехватывает горло и с трудом держишь слезы. Потому что дорогое сердцу слово “мама” накладывается на то, о чём суеверно боишься даже думать. И за эту щемящую искренность минуты прощаешь Безрукову вычурную бледность, пустой пафос и баб-с. Его герой жалуется деревянному кресту о том, что никак не может найти настоящую женщину, похожую на маму, и просит ее помочь “оттуда”, и эти просьбы — тоже очень по-нашенски.

Опять про грустное — но уже эрзац. Пред нами небедный вдовец в исполнении Егора Бероева, с сыном, устраивающим отцу свиданье по Интернету с потенциальной мамой. То, что мальчик не харизматичный и папа его вялый и алогичный — это полбеды. Беда в том, что подросток (по определению бунтарь и ужасное существо) реализует странное желание обрести мачеху, причём журнальную красавицу, с глазами, в которых нет ни тени материнского чувства. И в то, что сирота трудного возраста хочет делить и без того немногословного папу с чужой девушкой, не верится абсолютно.

К слову, все женщины в альманахе, за исключением пожилых и околопенсионных, нереально глянцевы — намакияжены, ногасты, и отфотошопены, этакие гламурные чики. Нормальных образов — милых, приятных и реалистичных — не сыскать. Даже невеста для безруковского героя, посланная доброй мамой, которой уже нет на этом свете, будто вышла из солярия и от стоматолога, где ей отбеливали зубки. Эти тренды всерьёз навевают на мысль о восточном следе, тем более что добрая половина фамилий создателей продукта кончается на “ян” (при всём уважении к армянским мужчинам).

Почему же все минусы произведения дают жирный плюс? Благодаря беспроигрышному сюжету и хэппи-энду каждой из мини-историй. Хотя мы взрослые реалисты и не верим в хороший конец, но очень на него надеемся, как дети. Точно так же, потому что мы всегда дети, тема картины, пусть и раскрытая абы как, тревожит и будоражит любое сердце. Ведь мамина любовь — одна из немногочисленного набора светлых душевных понятий, знакомых каждому. Мама — наше всё, к ней — крики о помощи, ей — слезы в плечо, она кормит, лечит, учит, порой чересчур, тяжко и до выноса мозга, но это не важно, лишь бы она была! Потому мы смотрим фильм про неё до конца, прощаем актёрам наигранность, а сценаристам — отчасти лживый и местами содранный сюжет.

…Послесловие. Кино кончилось. Мы с сестрой бредём домой по чёрному талому снегу, держа авторитарного педагога под руки с двух сторон, споря с её несовременными взглядами и в глубине души очень радуясь, что пока у нас есть время предъявлять претензии прямо ей в лицо. А не в высокое холодное небо. И, пожалуй, это главный ответ на вопрос — отчего “Мамы” стоит смотреть всем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА