ЖКХ и благоустройство
Почему в Красноярске разрушаются бордюры?
Сегодня в СМИ появилась информация о том, что на улице Партизана Железняка разрушились, установленные прошлым летом, бордюры. Что влияет на прочность бордюрного камня, а также почему иногда заменяют казалось бы целые бордюры? Наш корреспондент пообщался с экспертами и узнал ответы на эти вопросы.
Сегодня в красноярских СМИ появилась информация о том, что на улице Партизана Железняка разрушились, установленные прошлым летом, бордюры. Что влияет на прочность бордюрного камня, а также почему иногда заменяют казалось бы целые бордюры? Наш корреспондент пообщался с экспертами и узнал ответы на эти вопросы.
Заведующий кафедрой “Автомобильные дороги и городские сооружения” инженерно-строительного института СФУ Вадим Серватинский на вопрос, зачем менять хороший бордюр, отвечает: “Хороший не нужно. Вот только вся линия бордюров хорошей не бывает”. Стоит сказать, что ГОСТов по срокам обязательной замены бетонных бордюров нет. Решение принимается на основании того, в каком состоянии находится бордюрный камень. А он, по мнению специалистов, может довольно быстро прийти в негодность. Бордюры начинают разрушаться по разным причинам, и самой распространённой из них является механическое повреждение. Как правило, начинается всё зимой, когда улицы чистят от снега. Большой грейдер опирается тяжёлым металлическим отвалом о бордюр, и на поверхности искусственного камня появляются царапины, начинается разрушение защитного слоя фронтальной части. Такие бордюры, конечно, требуется заменять.
Разрушение бетонного бордюра может происходить и из-за недостаточной морозостойкости, так как этот элемент дорожной инфраструктуры армирован лишь противоусадочной арматурой, а не рабочей, которая несёт нагрузку. Максимально увеличить срок службы бордюрных камней позволяет соблюдение жёстких требований по размещению. Камни должны быть либо установлены на хорошо уплотнённый грунт, либо объединены между собой бетонной стяжкой. Иначе никак, ведь, с одной стороны, бордюры выполняют защитную функцию отбоя колеса — для повышения безопасности движения, с другой — создают единое монолитное дорожное пространство. Но именно по этой причине при повреждении одного элемента приходится менять всю линию.
— Технологически очень сложно удалить только один бордюрный камень, чтобы на его место поставить другой, — подчеркнул Вадим Серватинский. — Поэтому их замена производится планово и массово: даже если повреждён всего один элемент, удаляется вся линия бордюров на улице, а на их место устанавливаются новые блоки.
А вот использовать монолитную бордюрную ленту из бетона нельзя, так как для этого элемента дороги требуется обязательно оставлять деформационные швы. Ведь летом, в жару, бордюры расширяются, зимой их размеры сокращаются. Ширина зазоров зависит от величины самого бордюрного камня, по ГОСТу она составляет от одного до полутора метров. Бордюры бывают не только из искусственного камня — бетона, но также из натурального. В центральной части Красноярска на ряде улиц установлены дорогие гранитные бордюры. Они при ударах не теряют своих прочностных свойств. При ремонте улицы их вытаскивают и потом устанавливают назад. А вот тротуары ограждаются не бордюрами, а поребриками, толщина которых составляет до восьми сантиметров. Поребрики предназначены для ограничения ширины тротуара, удержания асфальта в требуемых рамках и удержания пешехода или велосипедиста. Как правило, поребрик выставляется со стороны газона. Он препятствует вымыванию земли на тротуар в случае сильных ливней.