Новости

Песня локтя

Песня локтя

О чём говорит гимн

Какие чувства испытывает пассажир, когда после удачного приземления самолёта в салоне начинает звучать гимн авиакомпании? Уж явно не разочарование. Напротив, он буквально счастлив от того, что удачно прибыл к месту назначения. А бравурный гимн, вовремя исполненный многоголосым хором, только подтверждает уверенность путешественника в надёжности и престижности перевозчика.

Несколько лет назад в России грянул бум корпоративных гимнов. Крупные и не очень компании решили обзавестись таким на первый взгляд не очень актуальным атрибутом, как песня, восхваляющая конкретное предприятие.

В словаре Даля значится, что «гимн - это хвалебная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке». Увлечение гимнами зародилось ещё в Древней Греции, когда рабы хором пели на галерах, желаю взбодрить свой дух. Позже тем же занимались ремесленники в артелях. В XX веке возродила древнюю культуру Япония. Там так же, как и в СССР, идея коллективного труда и общего счастья звучала в каждой песне.

Корпоративный гимн проделал длинный путь, прежде чем стать модной тенденцией в России. Американцы сплагиатили приёмы управления у японцев, а Россия в свою очередь позаимствовала идею у американцев. Сейчас корпоративная культура активно внедряется на различных предприятиях. В Красноярске существуют гимны у компаний оптово-розничной торговли и сотовой связи, у крупных перевозчиков и у производителей стёкол.

Как считают российские создатели корпоративных гимнов, наибольший пик заказов возник в 2002-2003 годах. Тогда с помощью собственного гимна руководители старались укрепить корпоративную культуру. А это отражалось на текстах хвалебных песен, которые, как правило, пересказывали основные моменты истории компании, её миссию и принципы работы. Например, Енисейское речное пароходство решило обзавестись гимном к своему 75-летию. К тому времени поэтами и композиторами было написано немало песен, рассказывающих о речниках. Но, как посчитали в пароходстве, ни одна из них не отвечала традиционным требованиям жанра. Корпоративный гимн должен быть бравым, пафосным и патетичным, в нём обязательно должно упоминаться имя воспевания, а музыка - отражать общий дух и ритм деятельности компании. И не всем создателям гимнов удаётся произвести на свет произведение, отвечающее этим требованиям.

- Написать гимн очень сложно, у этого жанра своя специфика, - считает красноярский создатель музыкальных брендов Влад Шмелёв.

Влад увлекался музыкой с детства, пишет песни для собственной группы, с 2007 года создал уже 17 гимнов для различных компаний. За годы работы он уже выработал собственный алгоритм действий.

- Когда я работаю с заказчиками, даю им собственный опросный лист, который они заполняют, - рассказывает Влад Шмелёв. - Во-первых, нужно определиться со стилем музыки и хрометражом, потому что корпоративный гимн может длиться от полутора до трёх минут. Затем я узнаю историю предприятия. Также важно знать, какие фразы хотят услышать в хвалебной песне руководители компании.

Но мало использовать эти теги. Можно задать все интересующие вопросы, а в результате получить поверхностный текст. В чём секрет написания качественной хвалебной песни?

- Главное условие - нужно влюбиться в компанию, для которой пишешь, - считает Влад Шмелёв. - А для этого нужно о ней всё знать. Также важны тёплые отношения с руководителями. Нужно понять друг друга во всём - начиная от финансовых вопросов и заканчивая творческими.

По словам профессионального создателя гимнов, хвалебная песнь - достаточно дорогое удовольствие. Влад, например, свою работу в Красноярске оценивал в 40 тысяч рублей. В эту сумму входили все затраты на создание текста, звукозапись и привлечение исполнителей. Влад поёт сам, но, как говорит мастер, для исполнения гимнов крупных компаний, как правило, требуется два голоса - мужской и женский или целый хор.

И всё же в Красноярске создание корпоративных гимнов не настолько востребованная услуга, как в центре России. В столице на корпоративную культуру тратятся большие деньги, в Сибири предприятия зачастую стараются обойтись малой кровью - не привлекать профессиональных поэтов, композиторов и певцов. Например, холдинг «МРСК» в 2010 году конкурс на создание корпоративного гимна объявил среди своих работников. При этом участникам поставили условия: текст и музыка не должны были быть обременены авторскими и смежными правами третьих лиц. А Красноярскстат обрёл свою хвалебную песню благодаря творческому порыву одной из сотрудниц, которая сочинила слова на музыку марша «Весёлых ребят».

В Красноярске созданы все условия для проявления индивидуального или корпоративного творчества. В существующие в краевом центре студии звукозаписи может прийти непрофессионал и выйти с собственным диском песен или насвистанным корпоративным гимном.

- У нас есть музыкант, который может написать корпоративный гимн, но эта услуга не пользуется спросом, - рассказывает руководитель студии звукозаписи «Лель» Руслан Лемешев. - Зачастую в студию приходят люди, иногда даже подвыпившие, переделывают слова на известную мелодию и напевают их. Оранжировщик может и ноту, не взятую певцом, дотянуть, и музыку красиво наложить. В итоге получается вполне профессиональная запись.

Запись песни в Красноярске обойдётся в 500 рублей в час. Если поет один человек, выложит из кармана 1,5 тысячи рублей, хоровое пение обойдётся в три тысячи целковых.

Отношение к гимнам у руководителей различных компаний Красноярска неоднозначное.

- Главное, чтобы дух у коллектива был приподнятый, а корпоративный гимн ни к чему, это показуха, - считает директор ООО «Святослав» Вячеслав Герасимов.

Влад Шмелёв уверен: гимн является важной имиджевой составляющей как во внутренней политике компании, так и во внешней. Ведь хвалебная песня может звучать на всех больших мероприятиях, куда приглашаются политические деятели, использоваться в рекламе или в качестве заставки на корпоративный телефон.

А красноярский психолог Андрей Зберовский считает,что гимн уместен только в крупной компании. Ведь она стремится стать государством в государстве, а значит, должна иметь свои законы, влаг и гимн.

- По оценкам психологов, если компания успешная, то наличие корпоративного гимна даёт свои результаты, - поясняет Андрей Зберовский. - Люди чувствуют свою принадлежность к компании. Наличие корпоративного гимна, девиза, флага считается элементом сопричастности, совместной работы. А это хорошая вещь.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА