Новости

В России начнут изымать заброшенные земельные участки

В России начнут изымать заброшенные земельные участки

Роковые сотки

С 1 июля в России вступил в силу закон, позволяющий государству изымать у юридических лиц и граждан земельные участки сельскохозяйственного назначения. Экспроприации подвергнутся земли, которые не использовались для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности или используются ненадлежащим образом, то есть без оформления документов, в течение трёх и более лет. Отметим, в этот временной промежуток не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий. Перед изъятием простаивающих соток администрация муниципального образования обязана предложить собственнику или арендатору участка план проведения мероприятий по улучшению ситуации на проблемном земельном наделе. В случае невыполнения предложенных условий участок будет изыматься в судебном порядке.

Проблемой нерационального использования земельных ресурсов власти предержащие заинтересовались в мае 2009 года, когда президент публично заявлял, что необходимо выработать механизм перераспределения и изъятия неэффективно используемых территорий. Тогда же премьер дал поручение прописать механизм изъятия. Уже 21 декабря прошлого года Госдума приняла соответствующий законопроект во втором и третьем чтениях. Озабоченность чиновников понятна. По самым скромным подсчётам, благодаря изъятию земель государство сможет вернуть в агропромышленный комплекс страны более 20 миллионов гектаров. Закон, собственно говоря, и призван заставить работать пахотные земли, поскольку от простоя их качество ухудшается.

Ещё один важный нюанс нового закона - теперь государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в своё время щедро розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли перейдут в собственность местных муниципалитетов.

По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, на сегодняшний день почти 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения юридически не оформлены. Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Статистика удручающая, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся. Проблема законности использования наделов существует и у сельхозпредприятий. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах аренды либо представительства без оформления каких-либо документов (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению депутатов Госдумы, подстегнёт землевладельцев осуществить госрегистрацию прав девяти миллионов земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Новый закон, по мнению депутатов Госдумы, подстегнёт землевладельцев осуществить госрегистрацию прав девяти миллионов земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га. Если же собственники не захотят самостоятельно привести в порядок свои земельные дела, то в дело вмешаются муниципалитеты: после оформления правоустанавливающих документов все участки перейдут в их ведение. А это около 22 миллионов гектаров по всей России. Если их затем продать за 15 процентов кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

В департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска отмечают, что собственники земель в черте краевого центра могут жить и работать спокойно. Новый закон их никак не коснётся, так как на территории столицы региона нет земель сельхозназначения. Зато для владельцев наделов в районах края изъятие участков - грядущая реальность.

Согласно данным комитета по делам села и агропромышленной политики Законодательного собрания края, в регионе не используется примерно 300 тысяч гектаров сельхозземель. И парламентарии убеждены, что их изъятие пойдёт на пользу государству. Тем более что некоторые собственники участков изначально покупали землю не для работы, а для перепродажи. А за время простоя земля зарастает, теряет плодородность. По мнению депутата Заксобрания края Александра Дамма, срок простоя вообще можно ограничить двумя годами, а не тремя, как предложено новым законом.

А вот председатель красноярского союза садоводов Валерий Гладчук считает новый федеральный правовой акт абсурдным. Общественный деятель не понимает, почему власти должны тратить несколько лет на поиски хозяина участка, потом уговаривать его использовать землю по назначению, в конце концов, изымать проблемные сотки, продавать их на торгах и возвращать нерадивому землевладельцу часть вырученной суммы. Кроме того, Валерий Гладчук отмечает, что в Красноярском крае под новый закон не попадают дачные и садоводческие объединения.

- В 2009 году в краевой закон о регулировании земельных отношений в регионе внесены поправки, согласно которым земли сельхозназначения, на которых расположены садоводческие, дачные и огороднические объединения, не попадают под изъятие, - говорит Валерий Яковлевич. - То есть на красноярских садоводов 435-ФЗ не распространяется. Чтобы ситуация изменилась, надо снова внести поправки в краевой закон. По сути, единственный орган, который сегодня может изъять неиспользуемую землю у садоводов, - служба по контролю за использованием земель сельхозназначения, созданная при Россельхознадзоре. Красноярский союз садоводов предоставляет в это ведомство списки брошенных садовых участков, и надзорный орган детально изучает ситуацию, ищет хозяина. В Кубеково в Берёзовском районе уже есть прецеденты изъятия земель.

И всё же специалисты утверждают, что добросовестные землевладельцы не должны поддаваться панике. Отобрать землю очень сложно. Однако юристы советуют горожанам привести в порядок и свои участки, и документы на них. Даже несмотря на то, что пока нет чётких определений ключевых понятий нового закона и механизма его выполнения.

- Правительству России ещё только предстоит конкретизировать критерии на «изъятие» и установить признаки неиспользования, - отмечает Оксана Дивногорцева, начальник отдела имущества и земельных отношений министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края. - Также федерация должна наделить какой-либо орган региональной власти соответствующими полномочиями. Вполне возможно, что изъятием будет заниматься даже не Минсельхоз.

Между тем во вступившем в силу законе процесс отчуждения земли уже очерчен. Реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Надел уходит только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретён в государственную или муниципальную собственность по начальной цене. Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов. При этом нет никакой гарантии, что на аукционы не придут профессиональные участники таких торгов, которые говорят крестьянину, «ты мне заплати, к примеру, 1,3 млн рублей, и я не буду участвовать и поднимать цену на твои земли, которые ты сегодня обрабатываешь. Либо я заявлюсь, и эти земли обойдутся тебе в 3-5 раз дороже». Но это уже другая история.

Читайте также:

Справочник красноярского дачника

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА