Новости

Подарю сына. Дорого

Подарю сына. Дорого

Когда слово «суррогат» приносит счастье

«Ищем суррогатную маму. Не старше 35 лет. Оплата достойная». «Мне 28 лет. Готова стать суррогатной мамой. Сыну два года. Замужем. Образование высшее юридическое. Не имею хронических заболеваний. Веду здоровый образ жизни. Желаю обеспечить будущее своего сына и подарить его вашему».

Такие объявления давно перестали быть редкостью на форумах во Всемирной сети, хотя официальный статус «суррогатное материнство» в нашей стране получило только в этом году. Бесплодные, обеспечённые пары ищут молодых, здоровых женщин, готовых выносить их малышей. Нуждающиеся в деньгах мамы готовы стать «инкубаторами» для чужих детей. Стоимость услуги - от 300 тысяч рублей и выше, всё зависит от уровня жизни в регионе. Плюс расходы на питание и непредвиденные обстоятельства - например, экстренное проведение кесарева сечения. «Первого января 2012 года вступил в действие федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в РФ, в котором впервые появилась норма, юридически закрепившая это понятие, - говорит Галина Шагеева, главный акушер-гинеколог Красноярска. - Это важное решение, поскольку бесплодные пары и раньше прибегали к услугам сурмам, только законом эти отношения никак не регулировались».

- Фактически суррогатное материнство существует с 70-х годов прошлого столетия, - рассказывает Константин Виноградов, доктор медицинских наук, профессор кафедры управления, экономики здравоохранения КрасГМУ. - Тогда в США была создана фирма, работающая следующим образом: женщины вынашивали, рожали и передавали детей в семью заказчиков.

Нужны ли нам дети «из пробирки»?

Да, это шанс иметь детей - 63 %

Да, это достижение науки - 8 %

Нет, это богохульство - 11 %

Нет, это вмешательство в естественный отбор - 18 %

Опрос проведён на сайте ГородскиеНовости.РФ

Понятно, что тогда о процедуре ЭКО не знали, зачатие происходило естественным путём. Законодательно этот процесс не регулировался, но и особых сложностей при этом не возникало. Чаще всего женщина, родившая ребёнка, не вступала в споры - добровольно отдавала малыша родному отцу.

Эксперты отмечают: в России эту услугу стали оказывать с момента появления ЭКО. Стороны - генетические родители и сурмама - заключали гражданско-правовой договор. В судах споры о том, что суррогатная мать передумала отдавать малыша, случались редко. Чаще возникали обратные ситуации - заказчики отказывались забирать ребёнка. Основная причина - серьёзное заболевание малыша. «Ведь зачатие, вынашивание и рождение здорового ребёнка - это таинство, - отмечает Константин Анатольевич. - Да, современные технологии могут ещё в утробе матери установить многие врождённые заболевания, но далеко не все. Когда возникали подобные споры, речь не шла о том, кто должен воспитывать малыша. Суррогатная мать добивалась выплаты алиментов от генетического отца, не более того. Проводились экспертизы, доказывающие отцовство ребёнка. Наличие генетической матери при этом не учитывалось. Дело в том, что по действующему законодательству матерью является женщина, которая родила ребёнка».

В одном из красноярских роддомов произошла следующая история. Суррогатная мама ждала двойню. Врачи рекомендовали кесарево сечение, так как были серьёзные опасения за здоровье и жизнь одного из малышей. Сурмама на операцию не соглашалась - боялась последствий. И по закону была права, генетические мама и папа никак не могли повлиять на её решение. Докторам пришлось убеждать женщину согласиться на проведение кесарева сечения, чтобы спасти ребёнка. В итоге всё закончилось хорошо: была проведена операция, малышей забрали генетические родители.

Вступивший в силу закон закрепил правила оказания этой услуги. Эмбрион разрешается переносить третьему лицу - суррогатной матери - только при наличии медицинских показаний: если мужчина или женщина не могут сами иметь детей. Стать суррогатной матерью может женщина в возрасте от 20 до 35 лет, не имеющая хронических заболеваний и родившая, как минимум, одного здорового ребёнка. Естественно, необходимо её письменное добровольное согласие. Если женщина состоит в законном браке - требуется такое же согласие её супруга. В нашей стране сурмама не может воспользоваться своей донорской яйцеклеткой. Генетически это не её ребёнок.

- При этом, повторюсь, по действующему законодательству женщина, выносившая малыша с чужим генетическим материалом и родившая его, становится матерью этого ребёнка, - отмечает Константин Виноградов. - К сожалению, изменений в записи актов гражданского состояния, в Семейный кодекс не внесено. И со временем их придётся дорабатывать, поскольку суррогатное материнство будет развиваться, закрывать глаза на этот процесс невозможно. Полный запрет на использование сурматерей в Германии привёл к тому, что немцы уезжают либо в те страны, где это разрешено, например в Индию, либо туда, где вообще нет законодательства в этой сфере, и суррогатное материнство никак не преследуется, как на Украине.

Пока у нас работает следующий механизм. Суррогатная мать, родившая ребёнка, пишет отказ от него. Генетические родители сначала оформляют над малышом опекунство, затем усыновляют его. При этом, естественно, они выполняют все требования, предусмотренные законом, для того, чтобы взять чужого ребёнка в семью. Собирают необходимые документы, представляют их в органы местного самоуправления, чтобы сначала получить статус кандидатов в опекуны. В общем, этот процесс - дело хлопотное. И рискованное. Ведь кто-то из сторон может передумать.

- Если суррогатная мама откажется отдавать ребёнка, дело будет рассматривать суд, - говорит Константин Анатольевич. - Но только если всё было сделано по закону, то есть если стороны предварительно заключили гражданско-правовой договор о суррогатном материнстве, генетические родители не могли иметь детей по медицинским показаниям. Решение суда будет зависеть от тех условий, которые прописаны в договоре.

Статистических данных о том, как часто жители нашей страны пользуются услугами суррогатных матерей, нет. Но точно известно, что 20 процентов семейных пар иметь детей не могут.

- В наш центр на консультацию по вопросу суррогатного материнства обращаются пары, страдающие бесплодием, - рассказывает Светлана Сыромятникова, гинеколог-репродуктолог. - Но на эту процедуру решаются далеко не все. Кто-то психологически не может доверить вынашивать своего ребёнка другой женщине, кто-то после консультации навсегда отказывается от идеи суррогатного материнства и решает усыновить малыша. Всего за время работы центра нашими клиентами были около десяти суррогатных мам. Ради чего женщины решаются вынашивать чужого ребёнка? Самая главная причина - тяжёлое материальное положение семьи. Некоторые сурмамы таким образом решают жилищные проблемы.

Православная церковь ЭКО и суррогатное материнство не одобряет. Недавно случился громкий скандал. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, комментируя крещение дочери Филиппа Киркорова, заявил, что известного исполнителя следует отлучить от церкви. Причина - заявление Киркорова, что он намерен вновь использовать суррогатную мать для рождения ребёнка. Кураев напомнил, что «Основы социальной концепции Русской православной церкви» квалифицируют суррогатное материнство как поведение, неприемлемое для христианина, потому что оно разрушает понятие семьи как тайны двух людей.

«Я была сурмамой в 2007 году, - пишет на форуме, посвящённом суррогатному материнству, Lanita. - Положение в семье было тяжёлым, поэтому решилась на такую процедуру. Знаю, многие осуждают сурмам, мол, как можно выносить и отдать своего ребёнка? Поясню: ребёнок не мой. Это сделка, мы - сурмамы - предоставляем услугу людям, которые не могут иметь своих детей. Мы сделали счастливыми друг друга - у них появился долгожданный ребёнок, у меня жильё. Кто-то написал на форуме, что сурмамы не любят детей, это неправда. Сначала винила себя, что поступила не по-божески, но потом решила, что сделала доброе дело, пусть за деньги, но обе стороны были счастливы. Не нужно осуждать нас, каждый в ответе за свои поступки».

Вообще, мировые религии к этому явлению относятся по-разному. Во многих странах Европы, где до сих пор сильно влияние католической церкви, суррогатное материнство запрещено законом. Ислам не возбраняет искусственное оплодотворение женщины, когда зачатие естественным путём невозможно по причине болезни. Иудаизм разрешает суррогатное материнство.

- В Индии, где сурматеринство легализовано и куда за этой услугой чаще всего обращаются жители европейских стран, существуют коммерческие организации - так называемые фермы суррогатных матерей, - говорит Константин Виноградов. - Это развитый бизнес, который приносит большую прибыль.

Сам профессор к суррогатному материнству относится негативно. «Считаю, что, если семейная пара не может иметь собственных детей, можно взять ребёнка на воспитание из детского дома, - отмечает он. - В мире много детей, которые нуждаются в заботе и родительском внимании. И генетика не должна становится первоочередным условием, ведь важнее достойное воспитание ребёнка».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА