Новости

Живое сословие

Живое сословие

Будет ли развиваться казачество

Среди многочисленных казачьих забав особой популярностью пользовались масленичные кулачные бои. Перед началом боя вперёд выпускали мальчишек, которые провоцировали своих ровесников с чужой стороны, после чего дрались с ними. Когда кто-либо проигрывал, за них вступались старшие, и уже начинался бой среди взрослых. Дрались до первой крови, по лицу бить было запрещено, так же как в спину и лежачих. Победителем объявлялся тот, кто обращал противника в бегство. Такого рода забавы не только позволяли выплёскивать мужскую энергию, но и тренировали будущих защитников отечества…

Сегодня эти элементы казачьей культуры воспринимаются как дань традиции, поскольку те навыки, которыми изначально должен был владеть казак в XIX веке, становятся практически не востребованными в веке XXI. На данный момент более актуальным видится умение водить машину, а не управляться с лошадью, стрелять из различного вида оружия, а не рубить шашкой, разбираться в сапёрном деле и маскировке на местности, а не клином пробивать ряды противника. Но как тогда казакам идентифицировать себя как части общества, и как будет проявляться современное развитие их культуры?

  • Казачество как уже возродившееся служивое сословие требует, чтобы не забывались национальные и родовые истоки, - считает атаман Красноярской городской казачьей организации, заслуженный артист России Владислав Жуковский. - Необходимо помнить, что без казаков не была бы освоена Сибирь, не был бы построен Красноярск. Сегодня наиболее частое обращение к казачьей культуре - это её проявление в форме танца или песни. Классические казачьи распевы получают современную интерпретацию. К примеру, композиции группы «Любэ» или эстрадного певца и композитора Олега Газманова хотя и имеют некоторые вопросы в плане текста, но тем не менее являются пополнением нашей культуры. Помимо этого казаки становятся героями современных фильмов про войну. Поскольку живёт казачество, постольку и развивается его культура - данный процесс необратим.

Этот тезис можно было бы перефразировать и по-другому: культура живёт, пока существует казачество. Но не все согласны с утверждением, что оно сегодня нашло своё место в системе государственной службы. Казаки, которые веками были на страже границ нашей родины, долгое время не могли осмыслить, в чём их нынешнее предназначение. Ведь они не являются единой национальностью, и главная их цель - служение отчизне.

  • Я думаю, что настали времена, когда отношения между властью, обществом и казачеством начали упорядочиваться, - заявляет депутат Красноярского городского Совета Владимир Венедиктов. - Если 15 лет назад, увидев казака, люди называли его ряженым, то сегодня к нему относятся с пониманием и даже с некоторой гордостью. И задача власти определить место службы казаков. Я считаю, что на местном уровне казачество могло бы оказать большое влияние в плане патриотической, физической и иной подготовке молодёжи к служению в армии.

Но если такое решение будет принято, то вполне возможно, что казачество станет дублировать многие другие институты подготовки новобранца, и возникнет вопрос о целесообразности таких мер. Особое мнение о месте казачества в современном российском обществе у депутата горсовета Петра Константинова. Он считает, что казаки могли бы стать ядром национальной гвардии.

  • В нашей стране вопрос о формировании национальной гвардии, которые существуют во многих европейских странах, недавно поднимался на уровне президента, - говорит Пётр Анатольевич. - Я считаю, что казачество могло бы стать либо самостоятельным элементом этой системы, либо ядром национальной гвардии. Казаки хотят найти свою историческую идентификацию, причём не только для себя лично, но и для государства и общества в целом.

По словам войскового атамана Енисейского казачьего войска Павла Платова, вопрос о существовании казачества вряд ли когда-нибудь будет стоять. Тем более что политика российских властей направлена на поддержание их рядов. Когда-то Лев Троцкий заявил, что казаки - единственная часть русской нации, способная к самоорганизации, и по этой причине они должны быть уничтожены поголовно. В первые годы советской власти такие меры и проводились. Но когда родина оказалась в опасности, казачьи дивизии стали формироваться по приказу Сталина. И они доблестно проявили себя на всех фронтах Великой Отечественной войны: из числа казачества 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, семь кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания.

  • Уже сегодня существуют казачьи полки, и формируются две казачьи армии, - говорит атаман Платов. - Президент определил развитие казачества до 2025 года, высказался, что казачество должно быть в административных структурах, в органах представительной власти. Это значит, что место службы нам определено. Мы занимаемся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в армии. Помимо этого мы расширяем казачий круг, куда волен входить каждый - необходимо только написать заявление. Что же касается развития культуры, то ежегодно мы проводим соревнования и фестивали. Так, в конце апреля мы провели краевой фестиваль, посвящённый 67-летию победы в Великой Отечественной войне и Бородинскому сражению. Приехало более 20 казачьих хореографических коллективов, в том числе из Балахты, Ачинска, Лесосибирска, Канска, Ирбея и других городов. Всё это подтверждение того, что культура казачества не стоит на месте, а постепенно развивается.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА